В связи со спецификой нашего образовательного учреждения олимпиадное движение для нас – приоритет. Предметные олимпиады – одно из важнейших средств мониторинга обученности и конкурентоспособности наших учеников.
В 2010-2011 учебном году появился самый молодой олимпиадный клуб нашего лицея под названием «Право», и всего за четыре года работы мы достигли следующих результатов на Всероссийской предметной олимпиаде школьников по праву: 20 призеров и 3 победителя на муниципальном этапе, 10 призеров и 4 победителя на региональном этапе и 3 призера на всероссийском этапе. Лицей также уделяет большое внимание межрегиональным вузовским олимпиадам. Каждый год примерно треть выпускников лицея благодаря им поступают в престижные вузы России (НИУ ВШЭ, СПбГУ, МФТИ и другие) без ЕГЭ.Возникает вопрос: за счет чего мы этого добились?Для достижения данного результата необходимо свести воедино воспитательные и образовательные факторы. В первую очередь надо создать комфортную воспитательную среду, это необходимое условие для интенсивной работы и поддержания мотивации к учебному процессу. Мы выделяем следующие принципы учебно-воспитательной работы:- построение доверительных и партнерских отношений между руководителями клуба и клаберами (участниками клуба), все ребята помогают друг другу развиваться;- создание благоприятной рабочей обстановки с помощью всесторонней мотивации учебной деятельности;- содействие в достижении социального успеха – воспитание патриота и гражданина, гармоничной, нравственной, стремящейся к саморазвитию личности; повышение творческой составляющей процесса обучения.Для реализации этих принципов необходимо как можно больше времени проводить вместе, и не только во время учебы: мы организуем пикники, играем вместе в футбол, настольный теннис, различные настольные игры, такие как Activity, мафия, отмечаем дни рождения и другие праздники, развиваем наставничество старших клаберов над младшими.Теперь о самом главном – о подготовке к предметной олимпиаде школьников по праву. К.Л.Ушинский считал: «Успех учения всегда и более всего зависит от достоинства преподавателя». Мы хотели бы дополнить высказывание выдающегося педагога. На наш взгляд, учителя, наставники, в целом учебное заведение и, кроме того, родители создают условия, благоприятные для развития, конструктивного, позитивного перфекционизма, задают мотивирующий импульс на всю жизнь.Другие же педагоги и психологи считают важнейшим фактором развития одаренность самого ребенка. Талантливые дети быстрее схватывают информацию, понимают модели деятельности, им нужно прикладывать меньше усилий, они быстрее достигают ожидаемого результата. В то же время их куда сложнее приучить к системной работе, они быстро начинают считать себя исключительными, самодостаточными и могут перестать работать в коллективе. Но не стоит забывать, что гениальность – это лишь на 5% одаренность, а на 95% – самоотверженный труд.Учащиеся со средними способностями с раннего возраста приучаются к тяжелой и систематической работе, охотно участвуют в активных и интерактивных формах учебной деятельности, предполагающих взаимодействие участников. Для того чтобы обучение не становилось однообразным и угнетающим, необходимо использовать различные формы деятельности, задания повышенного уровня сложности. Все вышеизложенное подтверждает необходимость постоянного профессионального роста руководителей клуба, отслеживания изменения в законодательстве, современных правовых процессах.Подготовка к олимпиадам не должна носить эпизодический характер перед олимпиадами, эта работа должна вестись системно, круглогодично, не только в учебное время, но и в каникулярное. Вот некоторые из форм, применяемых на занятиях клуба:- лекции, в том числе дистанционные по скайпу;- составление и решение олимпиадных заданий;- разбор и экспертиза олимпиадных заданий;- историко-правовой турнир и другие интерактивные формы учебной деятельности;- участие в судебных заседаниях и их последующее обсуждение;- работа с правовыми документами.Для повышения мотивации учащихся мы организуем профессионально ориентированные экскурсии и встречи с успешными людьми, профессионалами правовой сферы.Успешными становятся не за один день, а день ото дня!Булат ГИНИЯТУЛЛИН, учитель обществознания, руководитель клуба «Право»; Ильсур ЗИГАНШИН, тренер клуба «Право», лицей-интернат №2 Казани, Республика Татарстан
Комментарии