search
main
0

Никакого натаскивания!

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку - лишь часть общей подготовки школьника

Традиционно перед началом нового учебного года глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о развитии российской системы школьного образования. В ходе Общероссийского родительского собрания, состоявшегося в августе 2021 года, обсуждались и вопросы, связанные с проведением ЕГЭ в 2022 году. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что резких изменений в программе единого госэкзамена не будет. Объем знаний, который должен усвоить и продемонстрировать выпускник, останется неизменным, но акцент будет сделан на умении аргументированно доказывать свою точку зрения.

 

К чему же готовиться родителям, выпускникам и учителям? ЕГЭ по русскому языку начинает меняться в сторону отказа от тестовых заданий в пользу анализа текста. Считаю это правильным, так как работа с текстом является одной из творческих профессиональных задач учителя. Натаскать ученика, бездумно отрабатывающего материал, уже не получится. Анализ требует активной мыслительной деятельности!

В 2022 году изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку коснулись заданий 1, 16 и 19. Примеры нового формата можно найти в сборнике И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «ЕГЭ 2022. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» издательства «Экзамен». Выпускникам, родителям и учителям можно доверять пособию, так как оно создано разработчиками вариантов ЕГЭ по русскому языку и прошло научно-методическую оценку ФГБНУ «ФИПИ».

Первое задание, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста, заменено проверяющим умение выполнять стилистический анализ текста. Выполняя его, ученики должны продемонстрировать знание средств выразительности (повторяются в задании 26), типов лексики, грамматических особенностей текста, стилей речи. Например, проанализировав текст задания 1 варианта 36, ученик придет к выводу, что перед ним текст не публицистического, а художественного стиля.

Кроме того, сложно согласиться с тем, что авторами используются термины и профессиональная лексика. Не вызывает сомнений наличие в художественном тексте метафор, сравнений и олицетворений. Также он содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи, а выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

Задание 16 не имеет фиксированного числа ответов, как было раньше. «Угадать» правильные варианты не получится. Необходимы глубокие знания об однородных членах предложения и сложносочиненном предложении. Получить за правильно выполненное задание теперь можно 1 балл.

Задание 19, на мой взгляд, преобразилось. Нет больше бесконечных конструкций со словом «который». Мы можем увидеть и другие типы придаточных. Теперь это задание не уступает по сложности 20-му. Но вместе с тем изменилось и наполнение предложений. Задание 19 сборника предлагает выпускникам примеры из литературы, истории, искусства. Меня особо порадовало упоминание в сборнике о моей родной липецкой земле!

Радуют тексты для выполнения задания 27. Новые, незаезженные, они дают широкое поле деятельности. Такие тексты помогут ученику в выполнении задания, не запутают, а поведут в правильном направлении при определении проблемы. Всегда приятно окунуться в живительный мир мыслей И.Ф.Смольникова, Ф.А.Вигдоровой, Ю.М.Нагибина, В.П.Катаева.

Любой экзамен – это всегда в первую очередь волнение. Чтобы не переживать по поводу сложностей с организационной частью, эту работу необходимо проделать до экзамена. В книге есть бланки и инструкция по выполнению работы, что позволит сохранить драгоценное время на самом экзамене. В конце сборника есть ответы к тестовой части и информация о текстах из части 2. А наличие системы оценивания экзаменационной работы по русскому языку поможет не запутаться в критериях и начисленных баллах. Следует отметить, что нормы оценивания сочинения объемом от 70 до 150 слов уточнены. Перечислены условия, когда за критерии К7 и К8 можно получить 2 балла.

В целом, проанализировав изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку, можно сказать, что они некритичны. По моему мнению, задания стали интереснее и глубже. Конечно, система ЕГЭ будет развиваться и совершенствоваться. Стоит ли этого бояться? Не стоит. Для получения высокого балла школьнику нужно тщательно готовиться, подходить к экзамену сознательно. Немаловажным фактором для успешной подготовки является выбор учебного пособия. Мои ученики своим помощником выбирают сборник И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «ЕГЭ 2022. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий», прошедший научно-методическую оценку ФИПИ.

Натаскивать учеников и отрабатывать до автоматизма задания с каждым годом будет сложнее. Но этого и не нужно. Важно учить анализировать, сравнивать, креативить. Ученикам придется больше читать, чтобы вникать в тексты. Смысловое чтение, таким образом, выходит на первый план. Анализ текста, умение применять терминологию – вот что важно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом нужно понимание того, что для успешности надо приложить усилия. И так во всем.

Александра ПАНАРИНА, учитель русского языка и литературы Школы с. Плеханово, Грязинский район, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте