Продолжаем публикацию итоговых материалов экспертов XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей» (начало см. в №1 от 7 января 2014 г.). В марте жюри конкурса продолжит комментировать конкурсные работы по различным предметам.
На мой взгляд, учителя математики – одна из самых творческих категорий учительства. Конкурс «Сто друзей» в очередной раз подтверждает это. Несмотря на трудность преподаваемого предмета, невзирая на необходимость подготовки всех выпускников к ЕГЭ и ГИА, все-таки есть замечательные учителя математики, которые находят время для участия в профессиональном конкурсе методических разработок. А секрет их прост. Им не нужно ничего придумывать специально для конкурса, у них есть готовые прекрасные разработки уроков и внеклассных мероприятий, потому что каждую свою встречу с детьми эти учителя стараются сделать интересной, полезной и доступной для каждого ребенка.В этом году предметная область «Математика» представлена шестью участниками, приславшими на конкурс семь авторских разработок. Материалы прилетели из разных уголков страны – от Свердловской области и Красноярского края до Калужской и Кировской областей. Есть также два участника из столицы. Авторы представляют разные виды образовательных организаций: общеобразовательные школы, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, кадетский корпус, технологический колледж.Представленные на конкурс работы учителя математики определили в следующие номинации: «Сценарии уроков» – 3 работы, «ИКТ в образовательном процессе» – 1 работа, «Материалы к уроку» – 1 работа, «Организация внеклассной работы по предмету» – 2 работы.Небольшое количество работ в предметной области «Математика», конечно, огорчает, но одновременно дает мне возможность более подробно проанализировать работы в каждой номинации.Номинация «Материалы к уроку» представлена работой Людмилы Андреевны Морозовой из Калужской области «Кодированные самостоятельные работы по математике», которая представляет собой сборник дидактических материалов и является продуктом долгосрочного коллективного проекта и результатом совместного творчества учителя и учащихся. 26 кодированных самостоятельных работ могут быть предложены учащимся 5-11-х классов на уроках и после них. Идея кодированных работ не отличается новизной, но создание сборника требовало большого труда, и для коллег собранный материал может быть очень полезен.Работа учителя из Кировской области Елены Николаевны Печенкиной «Система заданий для устного счета с элементами истории города Кирово-Чепецка с использованием интерактивной доски SMART NOTEBOOK 11» заявлена в номинацию «ИКТ в образовательном процессе». Однако если бы в конкурсе была номинация «Воспитательная составляющая урока», то данная разработка с успехом могла быть представлена и в ней, настолько высок ее воспитательный и развивающий потенциал. Как пишет Елена Николаевна, «душа ребенка – хрупкий сосуд, который может заполняться и добром, и злом. Учить добру, красоте, справедливости по учебникам невозможно. Нужен собственный пример красивого, доброго, уважительного и справедливого отношения к каждому ученику». Автор разработки демонстрирует такое отношение и к детям, и к родному городу. В данной работе используется связь двух предметов – математики и краеведения – при проведении устного счета с использованием интерактивной доски. Предложенный материал может быть адаптирован педагогами для своего края и использоваться на уроках или внеклассных мероприятиях.Елена Николаевна прислала на конкурс две разработки. Вторая работа – «Математический поход» – заявлена в номинации «Организация внеклассной работы по предмету». Когда-то учителя математики активно практиковали проведение лабораторных и практических работ на местности. Затем эта практика постепенно стала забываться, а зря… Ведь это и есть тот самый деятельностный подход, которого требуют новые ФГОС. Математический поход, который проводится для развития интереса к предмету через расширение знаний по изучаемой теме и совместную работу учащихся и их родителей, как раз и предполагает воплощение деятельностного подхода в изучении математики.В этой же номинации представлена работа Ирины Сергеевны Кравченко из Красноярского края «Предметная неделя МИФ». Наверное, у каждого учителя математики есть опыт проведения предметной недели в школе. И каждый из нас понимает, что успех ее зависит от того, насколько интересны детям организованные в рамках недели мероприятия. Мероприятия недели МИФ (математики, информатики, физики), которые предлагает автор, охватывают благодаря разнообразию форм сто процентов учащихся кадетского корпуса. Неделя МИФ – по-настоящему грандиозное событие, вызывающее неподдельный интерес у детей к таким непростым дисциплинам, как математика, физика, информатика. Интересны и необычны некоторые конкурсы в рамках предметной недели. Новизна представленной работы – в использовании межпредметных связей, организации конкурсов, которые развивают не только математические, но и артистические, презентационные и изобретательские способности детей. В результате ученики овладевают навыками коллективного творчества, а главное – они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, где уроки математики и внеклассная работа в форме предметной недели выступают в качестве уникальной коммуникативной системы, позволяющей детям самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески.О каждой из трех работ, заявленных в номинации «Сценарии уроков», можно сказать, что авторы проявили себя как настоящие профессионалы. Соответствие темы и содержания работы, демонстрация знаний психологических особенностей возраста детей, для которых предназначен конкурсный материал, учет этих особенностей в своих разработках, знание методики преподавания предмета отличают все три работы. При всем при этом они очень разные. Урок «Квадрат и куб числа» Марины Николаевны Никифоровой из Москвы предназначен для учащихся 5-го класса. Урок проходит в форме игры «крестики-нолики», при этом класс делится на две команды. Такая форма проведения занятия позволяет стабильно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к математике. Автор продумала все этапы урока, предлагает необычные, разнообразные по форме и содержанию задачи. В ходе занятия обобщается весь материал по темам «Упрощение выражений», «Порядок выполнения действий», «Квадрат и куб числа». Предусмотрены неформальная рефлексия в конце, творческие домашние задания. Работа содержит все необходимые приложения и с успехом может быть использована как молодым педагогом, так и опытным учителем математики.Разработка урока «Решение задач на оптимизацию с помощью производной» москвички Ирины Анатольевны Плотниковой предназначена для студентов 1-го курса технологического колледжа и соответствует теме «Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Применение производной для решения практических задач». В течение данного урока студенты учатся формулировать направления исследования задачи, разрабатывать технологическую карту решения задач данного типа, применять ее для решения типичных задач. Принципы деятельностной педагогической технологии, которые лежат в основе данного занятия, помогают повысить мотивацию обучения, развивать когнитивные способности студентов, создать ситуацию успеха для каждого студента при разборе достаточно сложных задач.Деятельностный подход лежит и в основе разработки Светланы Павловны Полковой из Свердловской области, которая представила на конкурс сценарий урока «Решение задач на проценты» для 6-го класса. «Новый стандарт предполагает поворот от знаниевой парадигмы к деятельностной, поэтому каждый учитель сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: как учить? С помощью чего учить?» – пишет Светлана Павловна в предисловии к уроку. Особую благодарность хочется высказать Светлане Павловне за то, что она действительно переосмысливает свой опыт, соотнося его с новыми стандартами. Ценность работы в том, что в ней уделяется большое внимание развитию универсальных учебных действий, чего и требуют новые ФГОС. Прописаны планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, формируемые универсальные учебные действия. Сама цель урока – «формирование способности к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, через повторение решения задач на проценты» – ставит на первый план не предметные, а метапредметные результаты. Обозначены цель каждого этапа урока, способы достижения этой цели, планируемые результаты. Задача формирования способностей к рефлексии деятельности, фиксированию собственных затруднений по теме «Проценты», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений с успехом решается на уроке. Этот урок действительно обучает детей, помогает формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.Подводя итоги, хочется поблагодарить всех участников конкурса за креативность, нестандартность форм и методов, используемых ими на уроках и внеклассных мероприятиях, активность, преданность профессии. Желаю всем им успехов не только в этом конкурсе, но и во всей педагогической деятельности! А тем учителям, которые пока не решились представить на конкурс свои разработки, хочу пожелать смелости, активности и стремления к самосовершенствованию. Ведь конкурс – это не только прекрасная возможность для учителя поделиться своими идеями, оригинальными дидактическими материалами, разработками уроков, но и систематизировать свои методические находки, вычленить свои изюминки и слабые места, повышая тем самым свое профессиональное мастерство.Наталья БРЫКИНА, директор средней школы №8 города Отрадного Самарской области, почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2001», лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2001 год, лауреат конкурса «Директор школы-2013»
Комментарии