По мнению академиков Российской академии кинематографических искусств «Ника», лучшим фильмом, снятым у нас в стране в минувшем году, стал «Монгол». А его автор Сергей Бодров-старший был назван лучшим режиссером. Картина, повествующая о детстве, отрочестве и юности непобедимого Чингисхана, и сама оказалась непобедимой: на XXI торжественной церемонии вручения премии «Ника» взяла ровно столько статуэток, на сколько изначально и претендовала.
В создании «Монгола» приняло участие полмира – от Китая до США. Одним из операторов был голландец, режиссер монтажа – американец, художник – немка, актер Таданобу Асано, сыгравший главную мужскую роль, – японец. Фильм снимался на монгольском языке, а на премию «Оскар» и вовсе выдвигался от Казахстана. Вот такой вот русский фильм…
Впрочем, обвинять академиков в плохом знании географии не стоит. В этом году они оказались в непростой ситуации. Незадолго до церемонии два основных «тяжеловеса» – Никита Михалков и Александр Сокуров – изъяли свои картины «12» и «Александра» из основного конкурса. Михалков, правда, не возражал, чтобы «12» остался в так называемых рабочих номинациях. И не прогадал. Сергей Гармаш удостоился «Ники» за лучшую мужскую роль, а композитор Эдуард Артемьев – за лучшую музыку. Перед жюри стояла задача выбрать победителя из пяти оставшихся работ. Но «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой хоть и было отмечено Гран-при на последнем Московском фестивале, – фильм откровенно слабый. Можно было бы наградить «Простые вещи» Алексея Попогребского или «Русалку» Анны Меликян. Обе ленты – молодые, крепкие, со смыслом – того вполне заслуживают. Но в списке значился еще главный скандалист и возмутитель спокойствия минувшего года – «Груз 200» Алексея Балабанова. Выдвинуть его на первый план, значит, расписаться в собственных экстремальности и политнекорректности. Но и обижать действительно уважаемого продюсера Сергея Сельянова тоже нехорошо. Вот и решили «Простым вещам» выдать три статуэтки: за лучший сценарий Алексею Попогребскому и за мужскую роль второго плана Леониду Броневому. Отдельно премировали актера Сергея Пускепалиса как неповторимое «Открытие года». «Русалку» и молодую актрису Марию Шалаеву поощрили «Никой» за лучшую женскую роль, а приз за лучший фильм решили все-таки отдать «Монголу», еще одному детищу Сельянова. В прежние времена именно о таких ситуациях говорили: и волки сыты, и овцы целы, и чабаны не передрались…
Лучшей национальной картиной, выпущенной в минувшем году в странах СНГ и Балтии, признана грузинская лента «Русский треугольник» с Константином Хабенским в главной роли. В погоне за статуэткой крылатой богини режиссер Алеко Цабадзе обошел своих коллег из Кыргызстана, Казахстана, Латвии, Литвы и Армении. Еще один поклон грузинскому кинематографу – присуждение приза в номинации «Честь и достоинство» режиссеру Георгию Данелия.
Комментарии