Всем известно, что дети дошкольного возраста любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет, а одновременно осуществляется процесс обучения. Поэтому детям дошкольного уровня обучения также необходимо отдыхать и учиться через игру.
Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть.
Для ребенка игра – самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.
Настольные игры – универсальное средство для развития ребенка. Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино, шашки и шахматы. С давних пор известно, как влияют шахматы на логическое и стратегическое мышление человека, особенно если ознакомиться с ними в детстве. Сейчас редко можно встретить шахматы в программе дошкольного образования, однако это компенсируется большим выбором современных «настолок», которые помогают развивать различные способности ребенка.
Польза настольных игр:
– развитие логического мышления, навыков принятия решения, способностей предвидеть последствия своего выбора;
– дети учатся работать в команде, общаться, спокойно решать сложные ситуации;
– тренируются усидчивость, внимательность, развивается память;
– расширяется кругозор, ребенок приобретает в игровой форме новые знания;
– живое общение с родными и друзьями, многие во взрослом возрасте с ностальгией вспоминают те времена, когда всей семьей проводили время за игрой.
Настольные «ходилки», головоломки, стратегии могут быть рассчитаны на развитие различных навыков и способностей. Все их можно разделить на насколько категорий:
– направленные на развитие психических процессов: памяти, внимания, реакции, способности концентрироваться на процессе, усидчивости – лото, домино, различные игры с карточками, конструкторы, мозаики;
– рассчитанные на познание окружающего мира: географии, биологии, бытовых предметов, профессий. Сюда же можно отнести и те, которые направленны на усвоение норм безопасности в быту и на улице. Это различные тематические лото и «ходилки», игры с карточками, а также пазлы;
– ориентированные на усвоение навыков счета, грамоты, изучение алфавита, нотной азбуки;
– рассчитанные на логическое мышление – в основном игры с набором фишек или фигур, а также стратегические и тактические – для более старшего возраста;
– ориентированные на мелкую моторику и координацию движений.
Как выбрать игру для ребенка? Одни игры рассчитаны на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, другие – на обучение сравнению множеств, состоящих из однородных предметов.
Есть игры, предназначенные для закрепления представлений о величине, форме, цвете предметов, есть категория, благодаря которой дети знакомятся с цифрами и математическими знаками. Естественно, что существует категория, расширяющая представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, а также обогащающая и активизирующая словарный запас ребенка, развивающая связную речь.
Для ребенка 3‑4 лет при выборе нового развлечения самое важное правило – безопасность. Не должно быть слишком мелких предметов, которые можно случайно проглотить, все предметы должны быть выполнены из экологичных и безопасных материалов и не иметь острых углов и режущих кромок.
Важно заранее продумать, сколько игроков понадобится и как часто можно собирать такое количество. Иначе может получиться так, что заветная коробка месяцами будет пылиться на полке. В идеале должно быть интересно участвовать двоим-троим игрокам, включая взрослых.
Обратите внимание на семейные игры, которые будут интересны и взрослым участникам, это хороший повод собраться вместе и провести время всей семьей.
И, конечно, нужно учитывать интересы ребенка. Если малыш бредит динозаврами, его увлечет карта-путешествие по доисторическим джунглям, если он увлекается роботами, то различные конструкторы порадуют и помогут развить творческие навыки.
Не стоит забывать, что можно реализовать собственную фантазию вместе с ребенком – нарисовать и раскрасить карту, вырезать из картона фишки, придумать правила и вместе опробовать новый мир.
В школе №825 воспитанники дошкольных групп любят играть в шашки, некоторые из детей в своих семьях осваивают эту игру еще до 1‑го класса. Шашки развивают логическое мышление и память, пространственное воображение и внимание, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность, что особенно ценно на следующей ступени образования.
В шашках важно уметь длительное время концентрировать внимание, что для гиперактивных детей выполняет коррекционную функцию. Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам, анализировать причины, делать выводы и применять их в следующий раз.
Игра в шашки дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра может занять определенное место в педагогическом процессе не только между родителем и ребенком, но и в совместной деятельности детей и воспитателя.
Елена ФЕДОТОВА, инструктор по физической культуре школы №825 имени В.А.Караковского
Комментарии