search
main
0

Ничто не заменит живого общения

Новые технологии не должны «ломать» урок

Михаил МАЛАКЕЕВ, учитель информатики Подгоренского лицея имени Н.А.Белозорова Россошанского района Воронежской области, уверен, что главным качеством педагога является требовательность прежде всего к себе, а также искреннее желание не останавливаться на достигнутом.

В старших классах, когда Михаила спрашивали, какую профессию он выберет, самым интересным делом казалась информатика. Учился он хорошо, точнее отлично, но после девятого в десятый решил не идти – не хотелось, думал, что интересная взрослая и самостоятельная жизнь наступит быстрее, если, не откладывая, освоить профессию. По соседству с Ровеньским районом Белгородской области, в котором родился Михаил, расположен Россошанский район Воронежской области, а в самой Россоши – хорошо известный в обоих регионах педагогический колледж, ведущий свою историю еще с 1926 года. Сегодня после многочисленных реформ и оптимизаций последних лет это учебное заведение стало филиалом воронежского Губернского педагогического колледжа и по-прежнему вызывает у своих выпускников самые хорошие воспоминания.

– Я, когда пришел поступать в колледж, – рассказывает Михаил Владимирович, – сначала думал подавать документы на специальность «техник компьютерных сетей». Но в последний момент написал заявление на специальность «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики». Отучился пять лет и ни разу не пожалел о своем выборе!

Причем это был исключительно его выбор, никто ничего не советовал, так как в семье педагогов не было, Михаил первый на учительской стезе. Правда, в начальные классы его не переманили, остался верен информатике. После колледжа сразу нашел работу в школе №1 города Россоши, потом поступил на заочное отделение Воронежского аграрного университета по направлению «Прикладная информатика в образовании». Поэтому на мой вопрос, правду ли говорят, что выпускники среднего профобразования более приспособлены к работе в школе, чем вчерашние вузовцы, выбравшие университет после одиннадцатого класса, Михаил говорит, что однозначного ответа у него нет:

– Я сам о себе так не могу говорить, потому что вуз оканчивал заочно, к тому же не профильный педагогический. Могу только судить по отзывам других и по своему опыту, что да, действительно, в колледже дают очень хорошую базу для будущей работы, особенно много практических знаний. И это очень помогает, когда впервые приходишь учителем в школу, да и потом тоже.

Михаил признается, что, когда только начинал работать, возникали мысли о другой, более высоко­оплачиваемой деятельности, например в сфере информационных технологий. Тем более что начал жить отдельно от родителей, потом у самого появилась семья, нужна была квартира, пришлось взять ипотеку. Но из школы уходить не захотел:

– Не смог, думаю, к счастью. Главная причина – в детях. Как только начинал представлять себе, чем буду заниматься на другой работе, обязательно приходила мысль о том, что там у меня не будет моих учеников, не будет каждодневного общения с детьми.
В прошлом году, когда стали известны результаты регионального этапа конкурса «Учитель года», Михаила Малакеева пригласили работать в Воронеж, в Центр повышения профессионального мастерства педагогов. Причиной его отказа стала та же самая мысль:
«Детей там не будет, как я смогу работать?» В итоге остался жить в Россоши и работать в Подгоренском лицее, куда перешел из первой школы несколько лет назад.

Лицей официально считается сельским, так как расположен в селе Подгорном. Учатся здесь и местные ребятишки, и городские россошанские, причем информатику любят и те и другие. Как говорит Михаил Владимирович, работается в лицее очень комфортно: педагогов не больше 20 человек, учеников около 280, в параллели по одному классу, только в седьмых два, и как раз в 7‑м «А» Малакеев классный руководитель. К 10-му ученики выбирают профиль – социально-экономический, гуманитарный или технический. Михаил Владимирович преподает информатику с 3-го по 11‑й класс, он единственный учитель информатики в школе.
Еще ведет два кружка – шахмат и робототехники – в третьем и четвертом классах. Робототехника начиналась как хобби, и когда предложили вести ее в школе, он с удовольствием откликнулся. «Мы сейчас на разных соревнованиях занимаем призовые места, хотя, конечно, есть к чему стремиться, не всегда одни победы», – говорит Малакеев. С шахматами история получилась посложнее: когда ему предложили вести в лицее соответствующий кружок, у него были сомнения, получится ли. Эта игра в число его увлечений не входила, пришлось читать дополнительную литературу и учиться самому вместе с детьми. Отмечает, что есть много общего с информатикой – и там и там логика на ведущем месте.

В целом информатика – такой предмет, которым интересуются почти все. Это современно, интересно, постоянно возникают какие-то новшества. Спрашиваю Михаила, как часто ему встречаются ученики, которые не любят информатику. Он говорит, что, действительно, такие бывают. Обязательно встречаются отдельные личности, которые спрашивают, зачем им программирование и для чего алгоритмы. Выход есть – придумывать жизненные примеры, которые помогают понять, что мы живем по алгоритму.

– Когда приводишь примеры из жизни, когда убеждаешь, они начинают разделять твою точку зрения. И начинают серьезнее относиться к предмету, изучают сложную теоретическую часть. Так ведь и в каждом предмете: большинству практика более интересна, ее лучше воспринимают, чем теорию, особенно в сложных вопросах, – считает Михаил Владимирович.

– Что вы стараетесь обязательно включить в свои уроки, что в них особенного?

– Я акцентирую внимание на общении – в классе, в коллективе. Для этого стараюсь уделить внимание любой мелочи. Обязательно помочь каждому ребенку, чтобы не отодвигать это на второй план. Дети всегда должны быть на первом месте.

Этого принципа он старался придерживаться и в Волгограде во время всероссийского конкурса. У него был урок в седьмом классе по теме «Компьютерная графика». Вместе с детьми они создавали настольную игру и учились пользоваться графическими редакторами на компьютерах. Как говорит Михаил Владимирович, у волгоградских детей это получилось хорошо, и сама игра им понравилась – ушли с урока довольные. Параллельно он использовал различные информационные технологии, которые в обычной, неконкурсной, жизни применяет на своих уроках. Говорит, что ему повезло с предметом, потому что на информатике эти технологии применить проще, чем на многих других дисциплинах. Главное, чтобы применяемые новшества и технологии вписывались в урок, не нанося ему вреда.

С конкурсом вообще получилась интересная история. О своем участии Михаил узнал за три дня до отъезда. Позвонили из областного Института развития образования и сказали, что ехать в Волгоград придется ему вместо заболевшего ковидом Тимура Казимировича Садовского, учителя физкультуры Терновской школы, ставшего победителем регионального этапа. В итоге Михаил Владимирович как призер областного этапа поехал вместо заболевшего товарища. Конкурс поразил своей насыщенной программой и многочисленными интересными встречами:

– Для меня все оказалось очень интересно, познакомился с победителями прошлых лет и нынешнего года. Опыт получил колоссальный! Много новых приемов, которые использую у себя в работе. Все очень понравилось.

– Получается, что и в вашу жизнь коронавирусная инфекция внесла неожиданные коррективы. Вам как информатику когда работается легче – на дистанте или в обычном формате? Говорят, что дистанционное обучение позволяет достучаться до каждого ребенка, это так?

– Нет, я считаю, что в традиционном формате объяснять лучше и проще. Потому что на традиционном уроке тебе могут помочь сами дети, а в дистанционном варианте ты смотришь на экран монитора через эти веб-камеры и видишь, что хотя ребенок и разговаривает с тобой, но глаза у него безучастные, думает о чем-то своем… Вроде и делают, вроде и понимают, но это не живое общение. Ничто не заменит живого общения! Это я вам как информатик говорю!

– Какие сегодня дети? И что должен делать учитель – любить ребенка или уважать его?

– Дети разные. Есть и очень непослушные, но с ними тоже можно найти общий язык, их можно полюбить и можно и нужно уважать! Потому что сегодня он в чем-то непослушный ребенок и делает что-то не так, а завтра он уже начинает делать то, что необходимо. Он добивается своих целей, в том числе с помощью учителя. То есть все строится на взаимоуважении. В моей практике тоже встречались такие дети. Просто нужно к каждому ребенку находить подход, чтобы он заинтересовался твоим предметом.
Учитель не выбирает, а делает и то и другое – и уважает ребенка, и любит его, тогда получается хорошо. Я так думаю.

Мы не могли не поговорить о том, какими качествами сегодня должен обладать хороший учитель. Об этом обязательно надо говорить, ведь даже если ты рискуешь показаться не слишком оригинальным, ты проговариваешь свой план развития на будущее.
И для каждого он свой, пусть несколько похожий на другие, ведь путей в итоге только два – плюс и минус, добро и зло. По мнению Михаила Малакеева, для современного учителя важно быть креативным, потому что без креативности уроки будут неинтересными.
«Просто рассказать то, что написано в учебнике, сегодня не нужно никому – ни самому учителю, ни детям. Дети сами могут все прочитать», – считает он. Еще учитель должен быть творческим, то есть должен придумывать и продумывать каждый урок, выступая в роли режиссера. Также в обязательном порядке учителю необходимо заниматься саморазвитием и идти в ногу со временем. При этом хорошо, если он общительный, добрый, ну и, конечно, требовательный. А это значит, что все в учителе должны быть гармоничным! Вот такой «замечтательный» образ получился.

Могут ли у такого прекрасного персонажа быть трудности? Обязательно. Например, работа с бумагами. Михаил признается, что лично для него составление многочисленной отчетности, которую постоянно требуют от учителя, – это очень сложно и забирает уйму времени! При этом почти каждый год педагогов уверяют, что отчетности становится все меньше и меньше. Даже специальные указы принимают, сколько и каких бумаг должен теперь согласно новым правилам заполнять учитель. Правда, помогает это несильно. Ситуация немного улучшилась после перехода на электронный документо­оборот – бумаг в целом стало заметно меньше, зато приходится дольше сидеть за компьютером и электронными документами.

А в остальном, как считает Михаил Владимирович, учительская профессия самая лучшая:

– На данный момент меня устраивает то, что я работаю учителем и развиваюсь в этом направлении. В науку пока не собираюсь. Может, лет через 10‑15 буду занимать какую-нибудь административную должность, а пока все складывается так, как мне бы хотелось. Есть любимая работа и увлечения, которым я отдаю свободное время. Для меня это велоспорт, как только потеплеет и снег растает, сяду на велосипед – и вперед! А еще мы с детьми играем в волейбол. И со своим классом, и со старшеклас­сниками, если у меня нет урока, могу прийти к ним даже на физкультуру, чтобы вместе поиграть. Ребятам это нравится, это укрепляет наши отношения и улучшает взаимопонимание. Мы даже договариваемся с учителем физкультуры и встраиваемся в детские команды, когда устраиваем соревнования на уроках физкультуры, чтобы силы были равными.

Татьяна МАСЛИКОВА, с. Подгорное, Россошанский район, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте