Михаил МАЛАКЕЕВ, учитель информатики Подгоренского лицея имени Н.А.Белозорова Россошанского района Воронежской области, уверен, что главным качеством педагога является требовательность прежде всего к себе, а также искреннее желание не останавливаться на достигнутом.
В старших классах, когда Михаила спрашивали, какую профессию он выберет, самым интересным делом казалась информатика. Учился он хорошо, точнее отлично, но после девятого в десятый решил не идти – не хотелось, думал, что интересная взрослая и самостоятельная жизнь наступит быстрее, если, не откладывая, освоить профессию. По соседству с Ровеньским районом Белгородской области, в котором родился Михаил, расположен Россошанский район Воронежской области, а в самой Россоши – хорошо известный в обоих регионах педагогический колледж, ведущий свою историю еще с 1926 года. Сегодня после многочисленных реформ и оптимизаций последних лет это учебное заведение стало филиалом воронежского Губернского педагогического колледжа и по-прежнему вызывает у своих выпускников самые хорошие воспоминания.
– Я, когда пришел поступать в колледж, – рассказывает Михаил Владимирович, – сначала думал подавать документы на специальность «техник компьютерных сетей». Но в последний момент написал заявление на специальность «учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики». Отучился пять лет и ни разу не пожалел о своем выборе!
Причем это был исключительно его выбор, никто ничего не советовал, так как в семье педагогов не было, Михаил первый на учительской стезе. Правда, в начальные классы его не переманили, остался верен информатике. После колледжа сразу нашел работу в школе №1 города Россоши, потом поступил на заочное отделение Воронежского аграрного университета по направлению «Прикладная информатика в образовании». Поэтому на мой вопрос, правду ли говорят, что выпускники среднего профобразования более приспособлены к работе в школе, чем вчерашние вузовцы, выбравшие университет после одиннадцатого класса, Михаил говорит, что однозначного ответа у него нет:
– Я сам о себе так не могу говорить, потому что вуз оканчивал заочно, к тому же не профильный педагогический. Могу только судить по отзывам других и по своему опыту, что да, действительно, в колледже дают очень хорошую базу для будущей работы, особенно много практических знаний. И это очень помогает, когда впервые приходишь учителем в школу, да и потом тоже.
Михаил признается, что, когда только начинал работать, возникали мысли о другой, более высокооплачиваемой деятельности, например в сфере информационных технологий. Тем более что начал жить отдельно от родителей, потом у самого появилась семья, нужна была квартира, пришлось взять ипотеку. Но из школы уходить не захотел:
– Не смог, думаю, к счастью. Главная причина – в детях. Как только начинал представлять себе, чем буду заниматься на другой работе, обязательно приходила мысль о том, что там у меня не будет моих учеников, не будет каждодневного общения с детьми.
В прошлом году, когда стали известны результаты регионального этапа конкурса «Учитель года», Михаила Малакеева пригласили работать в Воронеж, в Центр повышения профессионального мастерства педагогов. Причиной его отказа стала та же самая мысль:
«Детей там не будет, как я смогу работать?» В итоге остался жить в Россоши и работать в Подгоренском лицее, куда перешел из первой школы несколько лет назад.
Лицей официально считается сельским, так как расположен в селе Подгорном. Учатся здесь и местные ребятишки, и городские россошанские, причем информатику любят и те и другие. Как говорит Михаил Владимирович, работается в лицее очень комфортно: педагогов не больше 20 человек, учеников около 280, в параллели по одному классу, только в седьмых два, и как раз в 7‑м «А» Малакеев классный руководитель. К 10-му ученики выбирают профиль – социально-экономический, гуманитарный или технический. Михаил Владимирович преподает информатику с 3-го по 11‑й класс, он единственный учитель информатики в школе.
Еще ведет два кружка – шахмат и робототехники – в третьем и четвертом классах. Робототехника начиналась как хобби, и когда предложили вести ее в школе, он с удовольствием откликнулся. «Мы сейчас на разных соревнованиях занимаем призовые места, хотя, конечно, есть к чему стремиться, не всегда одни победы», – говорит Малакеев. С шахматами история получилась посложнее: когда ему предложили вести в лицее соответствующий кружок, у него были сомнения, получится ли. Эта игра в число его увлечений не входила, пришлось читать дополнительную литературу и учиться самому вместе с детьми. Отмечает, что есть много общего с информатикой – и там и там логика на ведущем месте.
В целом информатика – такой предмет, которым интересуются почти все. Это современно, интересно, постоянно возникают какие-то новшества. Спрашиваю Михаила, как часто ему встречаются ученики, которые не любят информатику. Он говорит, что, действительно, такие бывают. Обязательно встречаются отдельные личности, которые спрашивают, зачем им программирование и для чего алгоритмы. Выход есть – придумывать жизненные примеры, которые помогают понять, что мы живем по алгоритму.
– Когда приводишь примеры из жизни, когда убеждаешь, они начинают разделять твою точку зрения. И начинают серьезнее относиться к предмету, изучают сложную теоретическую часть. Так ведь и в каждом предмете: большинству практика более интересна, ее лучше воспринимают, чем теорию, особенно в сложных вопросах, – считает Михаил Владимирович.
– Что вы стараетесь обязательно включить в свои уроки, что в них особенного?
– Я акцентирую внимание на общении – в классе, в коллективе. Для этого стараюсь уделить внимание любой мелочи. Обязательно помочь каждому ребенку, чтобы не отодвигать это на второй план. Дети всегда должны быть на первом месте.
Этого принципа он старался придерживаться и в Волгограде во время всероссийского конкурса. У него был урок в седьмом классе по теме «Компьютерная графика». Вместе с детьми они создавали настольную игру и учились пользоваться графическими редакторами на компьютерах. Как говорит Михаил Владимирович, у волгоградских детей это получилось хорошо, и сама игра им понравилась – ушли с урока довольные. Параллельно он использовал различные информационные технологии, которые в обычной, неконкурсной, жизни применяет на своих уроках. Говорит, что ему повезло с предметом, потому что на информатике эти технологии применить проще, чем на многих других дисциплинах. Главное, чтобы применяемые новшества и технологии вписывались в урок, не нанося ему вреда.
С конкурсом вообще получилась интересная история. О своем участии Михаил узнал за три дня до отъезда. Позвонили из областного Института развития образования и сказали, что ехать в Волгоград придется ему вместо заболевшего ковидом Тимура Казимировича Садовского, учителя физкультуры Терновской школы, ставшего победителем регионального этапа. В итоге Михаил Владимирович как призер областного этапа поехал вместо заболевшего товарища. Конкурс поразил своей насыщенной программой и многочисленными интересными встречами:
– Для меня все оказалось очень интересно, познакомился с победителями прошлых лет и нынешнего года. Опыт получил колоссальный! Много новых приемов, которые использую у себя в работе. Все очень понравилось.
– Получается, что и в вашу жизнь коронавирусная инфекция внесла неожиданные коррективы. Вам как информатику когда работается легче – на дистанте или в обычном формате? Говорят, что дистанционное обучение позволяет достучаться до каждого ребенка, это так?
– Нет, я считаю, что в традиционном формате объяснять лучше и проще. Потому что на традиционном уроке тебе могут помочь сами дети, а в дистанционном варианте ты смотришь на экран монитора через эти веб-камеры и видишь, что хотя ребенок и разговаривает с тобой, но глаза у него безучастные, думает о чем-то своем… Вроде и делают, вроде и понимают, но это не живое общение. Ничто не заменит живого общения! Это я вам как информатик говорю!
– Какие сегодня дети? И что должен делать учитель – любить ребенка или уважать его?
– Дети разные. Есть и очень непослушные, но с ними тоже можно найти общий язык, их можно полюбить и можно и нужно уважать! Потому что сегодня он в чем-то непослушный ребенок и делает что-то не так, а завтра он уже начинает делать то, что необходимо. Он добивается своих целей, в том числе с помощью учителя. То есть все строится на взаимоуважении. В моей практике тоже встречались такие дети. Просто нужно к каждому ребенку находить подход, чтобы он заинтересовался твоим предметом.
Учитель не выбирает, а делает и то и другое – и уважает ребенка, и любит его, тогда получается хорошо. Я так думаю.
Мы не могли не поговорить о том, какими качествами сегодня должен обладать хороший учитель. Об этом обязательно надо говорить, ведь даже если ты рискуешь показаться не слишком оригинальным, ты проговариваешь свой план развития на будущее.
И для каждого он свой, пусть несколько похожий на другие, ведь путей в итоге только два – плюс и минус, добро и зло. По мнению Михаила Малакеева, для современного учителя важно быть креативным, потому что без креативности уроки будут неинтересными.
«Просто рассказать то, что написано в учебнике, сегодня не нужно никому – ни самому учителю, ни детям. Дети сами могут все прочитать», – считает он. Еще учитель должен быть творческим, то есть должен придумывать и продумывать каждый урок, выступая в роли режиссера. Также в обязательном порядке учителю необходимо заниматься саморазвитием и идти в ногу со временем. При этом хорошо, если он общительный, добрый, ну и, конечно, требовательный. А это значит, что все в учителе должны быть гармоничным! Вот такой «замечтательный» образ получился.
Могут ли у такого прекрасного персонажа быть трудности? Обязательно. Например, работа с бумагами. Михаил признается, что лично для него составление многочисленной отчетности, которую постоянно требуют от учителя, – это очень сложно и забирает уйму времени! При этом почти каждый год педагогов уверяют, что отчетности становится все меньше и меньше. Даже специальные указы принимают, сколько и каких бумаг должен теперь согласно новым правилам заполнять учитель. Правда, помогает это несильно. Ситуация немного улучшилась после перехода на электронный документооборот – бумаг в целом стало заметно меньше, зато приходится дольше сидеть за компьютером и электронными документами.
А в остальном, как считает Михаил Владимирович, учительская профессия самая лучшая:
– На данный момент меня устраивает то, что я работаю учителем и развиваюсь в этом направлении. В науку пока не собираюсь. Может, лет через 10‑15 буду занимать какую-нибудь административную должность, а пока все складывается так, как мне бы хотелось. Есть любимая работа и увлечения, которым я отдаю свободное время. Для меня это велоспорт, как только потеплеет и снег растает, сяду на велосипед – и вперед! А еще мы с детьми играем в волейбол. И со своим классом, и со старшеклассниками, если у меня нет урока, могу прийти к ним даже на физкультуру, чтобы вместе поиграть. Ребятам это нравится, это укрепляет наши отношения и улучшает взаимопонимание. Мы даже договариваемся с учителем физкультуры и встраиваемся в детские команды, когда устраиваем соревнования на уроках физкультуры, чтобы силы были равными.
Татьяна МАСЛИКОВА, с. Подгорное, Россошанский район, Воронежская область
Комментарии