– Ваша победа на конкурсе «Учитель года» – не случайность. Расскажите, по какому алгоритму нужно действовать, чтобы достичь таких же результатов? – Алгоритмов никаких нет, нужно просто честно и ежедневно заниматься своим делом, искренне верить в то, что ты делаешь.
– Какое место в школе, по вашему мнению, должны занимать традиционные методики преподавания сейчас, в эпоху активного внедрения новых технологий?
– Считаю, что в основе школьного образования должно оставаться общение учителя и ученика, которое не могут заменить никакие технологии.
– Считаете ли вы, что подготовка в вуз не является задачей школы?
– Задача школы – дать выпускнику такое образование, чтобы у него была возможность выбрать вуз и специальность по душе. Считаю школьное образование самостоятельной ценностью. Вспомним, что раньше по окончании школы ребята сдавали не просто выпускные экзамены, а экзамены на аттестат зрелости. И это отражало цель школьного образования: научить школьника (и развить его потребность) самостоятельно мыслить, делать осознанный выбор, то есть быть зрелым, по крайней мере для решения тех задач, которые его ожидают в ближайшее время.
– Применяете ли вы на своих уроках новые информационные технологии?
– Нет, не применяю. По-прежнему отдаю предпочтение реальному физическому эксперименту.
– Что нужно делать школе, чтобы быть привлекательной в условиях конкуренции и хорошо учить детей, не требуя родительских взносов?
– На мой взгляд, нужно организовать образовательное пространство школы так, чтобы каждый (и ребенок, и взрослый) нашел в нем место для себя. Другой вопрос, как это сделать при отсутствии реальной государственной поддержки и финансирования. Думаю, самое главное – это равные образовательные возможности, то есть все-таки бесплатное и полноценное школьное образование. А это задача государственная. И кроме государства ее никто в масштабах всей страны не решит.
– Скажите, пожалуйста, как вам удается успешно сочетать деятельность заместителя директора с работой учителя?
– Дело в том, что для себя я определил позицию учителя как организатора учебного процесса. И эта деятельность фактически давно вышла за пределы уроков. У нас в лицее уже почти 15 лет работает система дополнительного образования: после уроков школьники имеют возможность выбрать кружок или спецкурс по интересам, летом отдохнуть в предметных лагерях (физическом, математическом, компьютерном, экономическом). Эту систему я сейчас курирую.
– В настоящее время образование держится на учителях предпенсионного возраста. Какие, на ваш взгляд, меры могли бы изменить ситуацию?
– Чтобы молодой учитель пришел в школу завтра, нужно, чтобы ситуация с оценкой учительского труда и отношением к нему в обществе изменилась сегодня. Оплата труда должна стимулировать учителя, во-первых, к тому, чтобы задержаться в школе, во-вторых, чтобы постоянно работать над собой.
Комментарии