– Александр Михайлович, недавно на пресс-конференции вы сказали, что стандарты нового поколения никакой революции в образовании не предполагают. Тогда зачем они? – Действующие стандарты акцентируют внимание на предметном содержании образования. Это наборы дидактических единиц, которые фиксируют объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпускник школы. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что эти наборы дидактических единиц сформированы изнутри педагогического сообщества. Ученые и учителя: математики, физики, биологи определили, что нужно знать современному человеку по тому или иному предмету. А третий момент состоит в том, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не определяют требований к развитию личности ребенка, формированию его способности к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умению выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином своей Родины.
-Что закладывается в основу концепции стандартов общего образования второго поколения?
– Система образования должна отвечать целям и задачам развития страны, региона или муниципалитета. До недавнего времени такой целевой установки в постсоветской России системе образования не формулировалось. По сути дела, впервые стратегические целевые установки для системы образования прозвучали в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2004 году, а потом были расширены в 2005-м, 2006-м и особенно в 2007 году.
– И какая, на ваш взгляд, самая главная из них?
– Я бы сказал об акцентах на построение активного гражданского общества в Российской Федерации. Построение активного гражданского общества – это очень серьезная ценностная установка, которая определяет цели и задачи всех институтов общества – политических, социальных, экономических. Говоря о гражданском обществе, мы имеем в виду его основные субъекты. Это семья, личность, общество и государство. Каковы требования этих субъектов к результатам образования? Это уровень образования и социализации ребенка.
Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческого знания удваивается каждые 3-4 года, естественно, понятие «фундаментальные прочные знания» приобретает своеобразное звучание. Поэтому в основу разработки стандартов мы положили системно-деятельностный подход. Кстати, компетентностный подход мы рассматриваем как частный случай системно-деятельностного подхода. И здесь ничего революционного нет, потому что это те системы развивающего обучения, которые разработаны нашими выдающимися учеными Выготским, Давыдовым, Элькониным, Гальпериным, Леонтьевым и другими. Главная задача школьного образования – это формирование у ребенка компетентности к овладению компетенциями, к овладению новыми знаниями, новыми видами деятельности, формированию своей собственной дальнейшей траектории. Это серьезное новшество в государственном документе. Хотя я уверен, что большинство школ именно в этой парадигме сегодня и работают. Поэтому это тоже не революция. Отбор содержания образования и программ универсальных учебных действий мы ведем на основе теории фундаментального ядра содержания образования, которая была в свое время разработана академиками Арнольдом и Маркушевичем. В основу примерных программ для общеобразовательных учебных заведений будет положен принцип дальнейшей востребованности школьных знаний в сфере получения профессионального образования и на рынке труда.
– Александр Михайлович, конкретный пример можете привести?
– Например, нанотехнологии. Именно уровень их развития определяет инновационность нашей экономики на долгосрочную перспективу. Мы работаем с Фондом Гинзбурга, который занимается разработкой этой проблематики. Мы с ними обсуждаем вопрос: какую долю продукция, основанная на нанотехнологиях, составит через 5, 10, 15 лет в общей структуре ВВП Российской Федерации? Зная это, можно определить, количество каких специалистов должны подготовить высшие учебные заведения. Исходя из этого мы поймем, каким образом построить учебные программы по физике, химии, биологии, математике, особенно профильных и элективных курсов, чтобы выпускники общеобразовательных школ получили адекватную подготовку для продолжения обучения по специальностям, связанным с нанотехнологиями. То же самое касается и информатики, и других инновационных технологий. Это сложная работа, она будет продолжаться еще минимум полтора-два года. Но уже в конце этого года мы должны выдать программы начальной школы, и
1 сентября следующего года начнется эксперимент в области начального образования. Через два года начнется апробация программ основной школы и 1 сентября 2010 года – программ старшего звена. Кстати, хочу сказать, что заказчик в лице Министерства образования и науки РФ обозначил весьма реалистичные сроки разработки стандартов. Примерно такие же сроки используются во всех странах мира.
– Что еще нового в стандарте?
– Стандарт является системой трех требований. Требования к результату образования, требования к структуре образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ. Школьные программы должны быть четко дифференцированы: что такое основная общеобразовательная программа, что такое общеобразовательная программа региона, муниципалитета и, конечно, образовательного учреждения. Это обеспечит единство образовательного пространства Российской Федерации. Здесь я остановлюсь на той дискуссии, которая в последнее время активно ведется в обществе – что будет с региональным, школьным компонентом после внесения поправок в Закон «Об образовании». Как раз в структуре основной общеобразовательной программы и предусмотрена вариативная часть (в рамках которой реализуется то, что мы сейчас называем региональным, муниципальным и школьным компонентом) основной образовательной программы, которая подлежит финансированию. Хочу еще раз подчеркнуть, что региональный, муниципальный и школьный компоненты никуда не денутся. Они остаются в структуре общеобразовательных программ как вариативная составляющая.
Особое внимание мы уделяем третьей системе требований – условиям реализации основных образовательных программ. Это информационное обеспечение, материально-техническая база, санитарно-гигиенические требования, подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, учебники и учебные пособия. То есть все то, что необходимо для успешной реализации образовательного процесса. Если эта поправка станет законом, то в обновленном Законе «Об образовании» будут зафиксированы государственные гарантии исполнения стандарта общего образования.
– Без этой поправки бессмысленно говорить о новой концепции государственного стандарта…
– Да, без нее все остальное становится бессмысленным. Без нее мы будем жить по известному советскому анекдоту: «На заседании парткома колхоза два вопроса. Первый – крыша для коровника. Второй – построение коммунизма. Поскольку доски не завезли, первый вопрос с повестки дня снимается». Стандарты заработают только в том случае, если будут выполняться все три требования: к результату, структуре образовательных программ, условиям реализации образовательного процесса.
– Александр Михайлович, система образования – это основа развития любого государства. Человек, который покидает школу, олицетворяет собой будущее той страны, в которой он живет. Но когда я слушаю некоторых учителей и родителей, будущее нашей страны кажется мне довольно сумрачным…
– Согласен с вами. Мне было очень горько и больно недавно слышать, как директор одной школы сказала, что наши выпускники покидают школу, не видя своего будущего в нашей стране. Это говорит только об одном: какое будущее у страны, если ее граждане не видят в ней свое будущее? Вот почему программа воспитания и социализации – главное, о чем сегодня нужно говорить. Поэтому я приветствую слова президента, сказанные на встрече с учителями истории в июне этого года о том, что на сегодняшний день стандарты для нас являются ключевой задачей, что главное сегодня в школе – результат не предметный, а личностный, какая личность покинет школу. Если мы идем по инновационному сценарию развития России, то мы должны понимать, что 75 процентов населения должны быть представителями среднего класса. Минимально. Иначе никакого инновационного сценария быть не может. Учитель тоже должен стать представителем среднего класса, потому что воспитать представителя среднего класса может только представитель среднего класса. На мой взгляд, социальный статус учителя определяется не только его зарплатой, но и квалификацией, его способностью быть наставником подрастающего поколения, воспитывать это поколение. Конечно, без этого мы ничего решить не сможем. Но не сможем ничего решить и без семьи, которая сегодня зачастую сдает ребенка в школу с тем, чтобы получить «готовый продукт» на выходе в виде «воспитанного, культурного, образованного и успешного гражданина». Поэтому задача усиления ответственности семьи и включение в договор «личность-общество-государство» семьи – тот вопрос, над которым мы сейчас очень серьезно работаем. Семья должна нести ответственность за то, что тот шанс на успех, который ребенку дает современная школа, будет реализован.
– В образовании результат любых экспериментов, любых проектов, любых новых программ всегда отсрочен, отложен. Когда вы ожидаете первые результаты и как вы будете проводить мониторинг своего эксперимента?
– Если говорить о мониторинге, то в рамках эксперимента мы уже начали мониторинг потребностей семьи, общества и государства в результатах образования. Этот мониторинг будет продолжаться и соответствующим образом влиять на систему образования. Одновременно разрабатывается система мониторинга хода эксперимента. Это тоже будет непрерывный процесс, в ходе которого будут отслеживаться результаты. Очевидно, что если первые дети пойдут учиться 1 сентября 2008 года, то при сохранении 11-летки они закончат школу 1 сентября 2019 года. Вот тогда и можно будет посмотреть на первые результаты. Я хорошо помню, как Занков пришел к моему отцу в начале 70-х годов, он тогда был зам. министра просвещения Советского Союза, и с возмущением сказал: как вы можете запускать мою программу начальной школы, когда первые выпускники еще не достигли 30-летнего возраста? То, о чем вы говорили, – отложенный результат любой новации в школе – это высочайшая ответственность тех людей, которые занимаются разработкой и апробацией этих новаций. К сожалению, за постсоветский период мы видели очень много скоропалительных экспериментов, зачастую с неочевидным педагогическим результатом.
– К сожалению, сегодня в образовательном сообществе очень много говорят об оболочке образовательного процесса и очень мало о его наполнении – содержании…
– Модель стандарта, который мы предлагаем, как раз и ставит на первое место содержание – воспитание и образование, предусматривая и сетевое взаимодействие образовательных учреждений, и широкое использование информационно-коммуникационных технологий. Я хорошо помню, как в свое время прошел через технические средства обучения. Это было такое повальное увлечение! Оценивали деятельность учителя по тому, вот он кодоскоп включил, слайд-проектор показал, а в конце урока – полный восторг! – подключил кинопроектор. Молодец, отличный урок! А как на все это дети реагировали, возникли ли у них какие-то чувства, переживания – это не сильно кого волновало… Это пугает меня и сегодня. Мы с вами видим, что оценка деятельности учителя теперь идет по тому, как он использует интерактивную доску. А зачем она нужна, какой результат дает, что это такое? Я за интерактивную доску. И считаю невозможным работать сегодня в школе без цифрового проектора, без компьютера, без выхода в интернет. И вообще современная школьная библиотека – это прежде всего виртуальное пространство, конечно, там есть книги, но там есть и рабочие места с выходом в интернет. Но прежде всего надо ответить на вопрос: зачем все это, ради какого результата?
– Вы как-то сказали, что начинаете эксперимент по апробации нового поколения стандартов в 15 территориях. Каким образом вы их отбирали?
– Мы отбирали их совместно с Министерством образования и науки. Естественно, принимали во внимание и объективные, и субъективные факторы. Например, у заказчиков было условие, чтобы регион в настоящее время не принимал участия в реализации крупных федеральных программ.
– Почему?
– Потому что в этом случае значительный потенциал региона, как правило, отвлечен на реализацию этих программ. Мы брали регионы, которые не принимают участия, например, в проекте комплексной модернизации системы образования. Взяли Дагестан как очень сложный полиэтничный регион. Воспитание толерантности, проблемы консолидации нации, воспитательная работа на этой основе в школе – очень тяжелые, сложные проблемы, поэтому выбор Дагестана совершенно осознанный. Мы отбирали по два региона от каждого федерального округа, чтобы создать некие ресурсные точки роста для дальнейшего распространения того позитивного опыта, который мы получим в рамках эксперимента.
– Насколько глубоким должно быть вовлечение родительской общественности в обсуждение, формирование, составление стандартов? Говорят, в некоторых регионах уже родительская общественность и бизнес-сообщество начинают определять, как, например, учителю-химику преподавать химию.
– Вы знаете, мы через это уже проходили. Была замечательная история, когда трудовые коллективы выбирали своих руководителей. И всем хорошо известно, к чему это привело в конце 80-х годов. Есть две области знаний, образование и медицина, где все чувствуют себя большими специалистами. Но все-таки образованию нужно опираться на профессионалов. Здесь я хочу вернуться к социальному статусу учителя. Конечно, определенным моментом всей истории с введением нового стандарта являются повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров. Если учитель не будет готов к этому, ни о каком переходе на стандарт не может быть и речи. А учитель, покидающий педагогический вуз, должен быть полностью подготовлен к работе с семьей, с современными образовательными технологиями, он должен прекрасно разбираться в современном мире, ориентироваться в нем и соответственно быть наставником детей в происходящих вокруг них процессах. Ни для кого не секрет, что сегодня зачастую наши дети ориентируются в окружающем их мире иногда гораздо лучше, чем их учителя. Я не говорю, что глубоко и правильно. Но они владеют теми технологиями, теми способами получения информации, которыми не владеет учитель. Я изучал прошлогодний документ под названием «Профессиональный стандарт подготовки учителя» и к своему большому удивлению увидел там только предметные требования. Никаких требований личностного характера, требований по воспитанию подрастающего поколения я в нем не нашел. Считаю, что это очень тревожный сигнал. Значит, человек, покидающий педагогический вуз, обладает только предметным знанием, но не готов быть ни воспитателем, ни наставником подрастающего поколения. А на сегодняшний день мы должны хорошо понимать, что являемся уже не просто свидетелями, а активными участниками процесса постепенного раскрытия традиционной классно-урочной системы в направлении системы открытого образования, когда учитель и ученик начинают общаться в Сети за пределами класса. Это предъявляет уже новые требования к учителю, работающему в Сети. В этом отношении у издательства «Просвещение» большой опыт. Уже семь лет работает интернет-школа «Просвещение.ru», где специалисты отрабатывают новые модели: сетевой педагог, педагог-куратор, тьютор.
– Говорят, что вы затеяли все это со стандартами для того, чтобы полностью обновить учебники.
– К работе над стандартами мы пришли в результате работы над новыми учебниками. Когда мы начали создавать учебники нового поколения, которые имеют электронное сопровождение, фиксированную структуру, фиксированный формат, ориентируют ребенка на выделенный, как в интернете, основной текст, ориентируют его на результат, то постепенно поняли, что это дает совершенно новые технологии работы с ребенком в классе, и это реальная модель выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. Собственно говоря, при работе над учебником мы пришли к осознанию, что надо менять сами подходы к разработке стандарта общего образования. То, что новые стандарты потребуют замены учебников, это естественно. Сегодняшние учебники – это еще учебники нашего детства, которые направлены на передачу определенной суммы знаний. А учебники следующего поколения – это учебники-навигаторы, которые способствуют формированию личности ребенка и его ориентации в самом широком спектре современного знания.
Комментарии