search
main
0

Ничего лишнего. Чтобы сохранить сельскую школу, нужно выстроить приоритеты

В этом году селу Русская Гвоздевка, расположенному в Рамонском районе Воронежской области, исполняется 400 лет. Вот уж действительно знали наши деды, где закладывать новые поселения: места вокруг живописные, излучина трех рек – Гвоздевка впадает в Ведугу, а та – в Дон. Вокруг дубравы, березовые рощи, соответственно и воздух! От села до Воронежа 25 километров, по нынешним временам пустяки.

Жителей в Русской Гвоздевке тысяча с небольшим, главная гордость села – школа, пусть и не очень многочисленная, 55 учеников, зато одиннадцатилетняя. А это, как говорят местные, в наши дни очень хороший признак – и молодежь будет, и село не умрет. С 2013 года в Русскогвоздевской школе новый директор – Игорь Викторович Золототрубов, но для местных жителей он свой, потому что здесь родился, учился, а когда окончил Воронежский педагогический, вернулся в родную школу учителем истории и работает уже больше 20 лет. Организовал школьный краеведческий музей, на базе которого открылись кружок «Юный краевед» и клуб патриотической песни «Гусляры», воспитал нескольких победителей и призеров различных конкурсов, сам не раз представлял свою школу как в районе, так и в области. А как иначе, если здешние места – его родина в нескольких поколениях. Среди основателей села, которым за военную службу были пожалованы местные земельные угодья, был Исай Золототрубов – родоначальник всех Золототрубовых в Русской Гвоздевке. Некоторые из его потомков стали прекрасными педагогами: мама нынешнего директора школы Любовь Ивановна проработала в Русскогвоздевской школе учителем немецкого языка почти 30 лет. Его супруга Ольга Николаевна ведет в школе технологию и изо. Как говорит Игорь Викторович, они очень надеются, что и старшая дочь Анастасия выберет учительскую профессию, во всяком случае сейчас, когда она перешла в девятый класс, такое стремление у нее есть. Главной темой нашего разговора с директором стала судьба маленькой сельской школы: что помогает ей сохраниться и сохранить собственную индивидуальность.  Директор говорит, что причин тому несколько, но прежде всего это хороший педагогический коллектив и неравнодушное, внимательное отношение властей к проблемам образования. В Рамонском районе, как и везде, школы оптимизировали, но аккуратно. Например, в Русскогвоздевской школе только классы-комплекты сделали, соединив 1-й и 3-й, 2-й и 4-й классы. А школу оставили одиннадцатилетней, хотя учеников в ней сравнительно немного. – Мы чувствуем большую помощь, – говорит директор, – со стороны руководства района: руководителя Виктора Ивановича Логвинова и его заместителя по социальным вопросам Александра Евгеньевича Метелкина, главы сельского поселения Владимира Аркадьевича Радцевича, спонсоров от компаний «АВА» и «Авангард-Агро», небезразличных родителей, которые всегда не только живо откликаются на нужды школы, но и поддерживают в надлежащем порядке всю инфраструктуру села. Яркими примерами тому служат завершенная год назад полная газификация села, ремонт дорог, соединяющих Русскую Гвоздевку с областным и районным центрами, недавно проведенный капитальный ремонт крыши школьного здания, спортивного и актового залов, столовой и других помещений школы. Наша школьная библиотека, музей, компьютерный класс, спортивный зал не только служат местом для проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий, но и являются притягательными центрами для всей молодежи села. У нас имеется все необходимое, чтобы не отставать от современных требований. – Оборудование в достатке? – Знаете, в любом деле важно не переборщить. Оборудования должно быть в меру, чтобы было достаточно для реализации образовательной и воспитательной задач. А если делать как самоцель – оборудование ради оборудования, чтобы потом им бравировать, это неправильно, неэффективно и неэкономно. То, что было бы оправданно для крупных городских школ, нам может и не пригодиться. Но все необходимое нашей школе у нас есть. Это и компьютерный класс, и автоматические рабочие места учителей с ноутбуками и принтерами, мультимедийное оборудование практически в каждом классе – экран, проектор, компьютер. Музыкальная аппаратура, может, не так современна, как хотелось бы, но она в приличном состоянии. Кое-что мы заказали на этот год: комплекты робототехники и интерактивные доски. Хотя в принципе мультимедийное оборудование эту доску вполне заменяет, и стоит оно до 30 тысяч рублей, а интерактивная доска – от 70 тысяч и выше. Тут тоже надо считать деньги. Но комплекты робототехники мы очень ждем, а еще фотолабораторию, современную лабораторию для уроков физики и биологии. Мы считаем, что новое оборудование обязательно должно работать и не в коем случае не лежать мертвым грузом. А работать и применяться оно будет в том случае, если есть хорошие, знающие, как с ним обращаться, учителя. По словам директора, у них такие педагоги есть, хотя педколлектив небольшой, всего 12 человек. Зато каких! Учительница начальных классов Любовь Михайловна Трунтаева педагогом работает более 40 лет, и до сих пор родители стремятся определить своего ребенка к ней в класс. Ее приоритеты – духовно-нравственное и экологическое направления, а в основе отношений с учениками и их родителями – взаимоуважение и взаимопонимание. В 2014 году ей было присвоено звание «Почетный работник народного образования». Не менее любима и уважаема учитель математики, отличник народного просвещения Нина Владимировна Богачева. Ее выпускники не только успешно сдают ЕГЭ и поступают на математический факультет, но даже становятся преподавателями вузов и кандидатами физико-математических наук. Нина Владимировна входит в районную комиссию по проверке экзаменационных и олимпиадных работ по математике. Сегодня из 12 педагогов школы половина сами учились здесь с первого до выпускного класса. Средний учительский возраст – 40-45 лет, предпенсионного или пенсионного возраста – около 20% педагогов, а тех, кому еще не исполнилось 35 лет, трое. Самый молодой учитель ведет уроки физкультуры, это Людмила Юльевна Кирнос. Окончила школу в 2012 году, поступила в институт физической культуры, сейчас учится заочно и работает. Еще один жизненно важный для любой сельской школы фактор существования – это отношения с родителями учащихся. Если папы и мамы активные участники школьной жизни, то и школе жить намного легче. Как говорит Игорь Золототрубов, у них отношения с родителями очень серьезные. В школе работает управляющий совет, и родители в его составе не только активно помогают в нуждах школы и решении материальных проблем, но и участвуют во всех совместных мероприятиях и праздниках. Одна из последних запомнившихся акций – «Белый цветок», связанная со сбором денежных пожертвований для онкобольных детей. – Игорь Викторович, как вы считаете, что нужно для того, чтобы молодые специалисты возвращались в родные села? И важно ли при этом, чтобы в селе сохранялась школа?  – Если школу закроют, оставшаяся молодежь убежит из села и оно окончательно деградирует. А чтобы возвращались, нужны три условия: рабочие места, жилье и развитая инфраструктура. Еще, возможно, приравнять статус учителя к государственному служащему, выполняющему важнейший заказ общества – воспитание достойных граждан своей страны. Что касается рабочих мест, пока не все так хорошо, как хотелось бы. Сельское хозяйство у нас в начале 2000-х затихло, периодически возникали инвесторы, этим все заканчивалось. В прошлом году дело сдвинулось. Пришли новые инвесторы – банк «Авангард», серьезно занялись сельским хозяйством, может, пока не настолько активно, как нам бы хотелось, привлекают местные кадры, но на перспективы мы надеемся. А пока, как и раньше, держимся за счет близости к Воронежу, многие работают в городе, а живут здесь. Село наше газифицировали, стало намного комфортнее, в прошлом году протянули оптоволоконную связь, теперь и в школе планируется это сделать. Будет хороший Интернет. И, конечно, самое большее, что вселяет надежду, это наш – небольшой в масштабах страны, но все-таки он есть – бэби-бум! В последние годы количество детей не уменьшается, как это было в начале 2000-х, оно стабилизировалось и даже наметился небольшой рост. В следующем учебном году у нас первоклассников немного, всего четверо, зато потом – около 10 человек, и так вперед лет на семь. У нас теперь каждый год в селе рождается до 10 малышей, все молодые семьи имеют по второму ребенку, а половина семей и по третьему! – Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись, когда стали директором, и какими принципами руководствуетесь, чтобы эти трудности преодолевать? – Самой главной трудностью была боязнь того, что что-то может не получиться. Опыта особого не было, зато было стремление всему научиться. Руководитель отвечает за все, начиная от мелкого гвоздика и заканчивая выполнением федерального заказа по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Мелочей быть не может. А принцип как у руководителя только один. В старину говорили: глаза боятся – руки делают. Вот это и есть принцип. Каждый день по чуть-чуть, решая постепенно вопрос за вопросом. Понятно, что трудности никуда и никогда не исчезнут, а может, даже будут и прибавляться, нам остается только двигаться дальше и делать все необходимое, чтобы сохранить школу, сделать ее краше, лучше и чтобы она была комфортной для всех, а значит, и перспективной. Надеюсь на то, что села наши российские будут в перспективе развиваться, и наша Русская Гвоздевка тоже. Особенно в свете последних событий, когда сельское хозяйство стало налаживаться и получило новый импульс.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте