Северный округ – округ вузовский. Здесь много вузов, которые очень активно работают со школами, находя и поддерживая одаренных ребят, проводя профориентацию, готовя своих абитуриентов. У каждого вуза на этот счет есть свои, сложившиеся с годами формы и методы работы со школьниками. Физико-математической школе Московского авиационного института в этом году исполнилось 45 лет. Для школы срок небольшой, но если учесть, что подобных школ в Москве остались считанные единицы, а в начале семидесятых счет их шел на сотни, понимаешь, что 45 лет – это возраст солидный.
Немного истории
«Все началось в 1965 году, – вспоминает один из первых учителей и основателей ФМШ, ныне депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии Мосгордумы по регламенту, правилам и процедурам Александр Крутов. – Сама идея организации этих школ возникла в комсомольских кругах как некий противовес репетиторам. Уже тогда существовала проблема разрыва между средней и высшей школой, поэтому и было принято решение: чтобы помочь ребятам, которые не могут платить деньги репетиторам, создать вечерние физико-математические школы. Они появились в МАИ, Бауманке, МИЭМе и многих других московских вузах. Все эти школы работали на общественных началах, там преподавали студенты, которые и помогали школьникам 9-х и 10-х классов подготовиться к экзаменам в институт. Начинали это непростое дело 10 преподавателей-студентов, я был в их числе. Я тогда учился на втором курсе факультета систем управления, информатики и электроэнергетики (тогда он, правда, назывался по-другому), мои коллеги – на факультетах двигателестроения и радиоэлектроники. Принцип отбора преподавателей был простой. Посмотрели по результатам сессии, собрали отличников и спросили: «Ребята! Хотите поработать на общественных началах?» Мы ответили, конечно, что не хотим. Тогда нам пообещали свободный график посещения лекций, и хоть такого графика нам никто не дал, но в процесс мы уже втянулись… Как оказалось, на долгие годы. Я в школе отработал 30 лет, до 1996 года».
В 1965 году в школу были зачислены первые 100 человек, а в 1967 году состоялся первый выпуск. 37 выпускников получили свидетельства об окончании. Почему только 37 из ста? 63 выпускника школы не сошли с дистанции, просто они получили не свидетельства, а справки об окончании школы. С самого начала существования ФМШ МАИ было решено, что свидетельства получают выпускники, у которых сумма итоговых оценок по физике и математике составляет 8 баллов, остальным выдаются справки об окончании школы. Это правило действует и сегодня, 45 лет спустя.
Пик расцвета ФМШ пришелся на 70-е годы. Тогда в школу поступали до 1200 человек, а одновременно учились на первом и втором курсах 800 человек. Четыре потока! Управлять таким огромным механизмом было очень сложно. «Сила этой структуры, – говорит Крутов, – состоит в том, что она самовоспроизводящаяся. Уже самые первые выпускники ФМШ 1967 года после поступления в МАИ пришли работать в школу, и этот механизм работает до сих пор. Ребята оканчивают физматшколу, поступают в институт, приходят работать в школу, затем после окончания института продолжают работать в школе. Приходят новые люди – и все повторяется».
С конца 80-х число учащихся в ФМШ стало неуклонно сокращаться. Конечно, школа не стала работать хуже: те ребята, которые там учились, стабильно поступали в МАИ и другие высшие учебные заведения, но стали развиваться профильные школы и классы, появились многочисленные подготовительные курсы. Как ни странно это звучит, но зачастую именно бесплатность обучения в ФМШ играла против нее. Срабатывал стереотип: бесплатное обучение не может быть качественным. Однако, несмотря ни на что, школа продолжала работать и работает до сих пор.
Чему и как учатся школьники?
Система обучения в ФМШ уже не школьная. Здесь нет постоянного, порой навязчивого присмотра со стороны учителя, здесь никто не ругает за двойки, не пишет в дневнике гневные выговоры и не вызывает родителей. Занятия проводятся по институтской схеме: лекции и семинары, которые длятся по 1,5 часа, а не 40-45 минут, как в школе. Лекции помогают ребятам подготовиться к будущей студенческой жизни. Они учат при конспектировании выделять главное. Семинары выступают в роли практических занятий и четко соответствуют лекциям. Таким образом, лекции дают теоретический материал, а семинары учат правильно и грамотно этот материал использовать. Во главу угла при проведении семинаров ставится системный подход к изучению фундаментальных дисциплин. Решая ту или иную задачу, преподаватели учат логике рассуждений, которой следует руководствоваться. Именно этого не хватает сейчас в школах, когда бесконечно прорешиваются однотипные задачи при подготовке к ЕГЭ. В этом случае проблемы неизбежно возникают даже при небольшом отступлении от задачи определенного типа. Учащиеся ФМШ овладевают физико-математическим методом познания окружающего мира и учатся думать. Все задачи на семинарах играют определенную роль, и в каждой есть то, на что необходимо обратить внимание. Да и сама программа ФМШ очень отличается от школьной. В школе ребята проходят базовый курс физики и математики, в ФМШ же они изучают те разделы, которых нет в школьных учебниках, например, такие разделы математики, как комбинаторика и бином Ньютона. Большое значение придается геометрии, тогда как в школьных программах она присутствует ограниченно, а ведь геометрия очень развивает пространственное мышление человека, абсолютно необходимое каждому студенту МАИ. Программа специального курса математики предусматривает глубокое изучение алгебры, основ математического анализа и векторной алгебры. Скажем, изучаются необходимость и достаточность, равносильность и комбинаторика, бином Ньютона, комплексные числа, элементы теории вероятности. На качественном уровне разбираются такие понятия, как функция, предел, производная, интеграл. Многие ребята, отучившись в ФМШ, говорят, что наконец-то поняли, что такое физика. Преподаватели стараются донести до учащихся не алгоритмы решений типовых задач, а их смысл и суть, учат выводить формулы и проверять решения исходя из размерностей, рассказывают, а иногда и показывают, приложения тех или иных вещей в реальной жизни. В курсе физики большое внимание уделяется основным разделам: механике, термодинамике и электростатике. Кроме того, учащиеся получают знания, выходящие за пределы школьной программы: изучаются основы гидродинамики, электродинамики, динамики вращательного движения.
При этом ребят не заставляют учиться. Студенты-преподаватели им доходчиво объясняют, как нелегко им придется на первых двух курсах, если знаний по математике и физике будет недостаточно. Всем известно, что самый большой отсев студентов происходит именно в этот период обучения в вузах. Поэтому домашние задания выполняются не для того, чтобы отчитаться перед учителем, а для того, чтобы самостоятельно закрепить пройденный на занятиях в ФМШ материал. Кроме такого самоконтроля существует и общий контроль знаний в виде письменных работ по предметам – своеобразных экзаменов. С помощью этих работ проверяются знания учащихся и выставляется итоговая оценка. Знаний, полученных за время обучения в ФМШ, достаточно не только для успешного поступления. Практика показывает, что окончившие ФМШ показывают хорошие результаты при изучении фундаментальных математических и технических дисциплин в институте.
ФМШ – особый мир интересных людей
ФМШ – это студенческая организация, насчитывающая более 40 молодых людей. Здесь работают лучшие студенты с разных факультетов Московского авиационного института (технического университета). Многие из них сами прошли обучение в вечерней физматшколе. Студенты, которые приходят работать в ФМШ, сначала в течение двух лет проходят стажировку у опытных преподавателей, затем проходят курс методических семинаров, где получают необходимые знания и навыки. Труд студентов-преподавателей тяжел и бескорыстен. И это в наше меркантильное время! Работают они в ФМШ параллельно с учебой в вузе, а учиться в МАИ очень непросто. При этом каждый из преподавателей в какой-то степени становится психологом. Ведь каждодневно приходится учитывать интересы и пожелания каждого школьника, к каждому найти свой особый подход. Кроме того, студенты в ФМШ не только преподают, но и осуществляют административные функции: организуют проведение учебного процесса и экзаменов, вовремя обеспечивают школу всем необходимым для качественной и непрерывной работы.
Чтобы поступить в ФМШ МАИ, нужно сдать два письменных экзамена: по физике и по математике. Но это не страшно! Задания билетов вступительных экзаменов не выходят за рамки школьной программы. Каждый содержит 5-6 задач различной степени сложности. Таким образом, обеспечивается возможность поступления учащихся из обычных школ, а не только из школ с углубленным изучением профильных предметов. Максимальная оценка за каждую задачу – 1 балл. Зачисление производится на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов. После экзаменов апелляционная комиссия предоставляет возможность ознакомиться с работой, получить комментарии по поставленной оценке, а также указания к решению задач. Для поступления в школу достаточно решить чуть больше половины задач по физике и математике из числа предлагаемых на экзамене. Вступительные экзамены проходят 2 раза в год: весной и осенью. Традиционно это март-апрель и первая половина сентября.
ФМШ есть чем гордиться!
В свои 45 лет ФМШ стала уникальной общественной организацией, осуществляющей качественную подготовку будущей студенческой элиты. Основной движущей силой в этой организации стали преподаватели – студенты МАИ. В ФМШ обеспечено высокое качество проведения занятий со школьниками за счет высокой квалификации преподавателей и полноценных учебно-методических материалов и программ, разработанных в ФМШ, создана и внедрена уникальная система подготовки студентов-преподавателей внутри ФМШ путем стажировки и интенсивного обучения, обеспечена ранняя профессиональная ориентация учащихся ФМШ. У школьников есть все возможности выбрать будущую специальность и реализовать свои желания.
За время существования ФМШ подготовлены более 7000 выпускников. Многие из них стали высококвалифицированными специалистами. Среди них доктора и кандидаты наук, руководители крупных учреждений, научные сотрудники, преподаватели вузов и элитных школ, работа многих из них отмечена высокими государственными наградами.
Анализ результатов показал, что выпускники ФМШ, став студентами МАИ, хорошо усваивают фундаментальные дисциплины, прекрасно учатся и вообще принадлежат к студенческой элите. Они успешно занимаются учебно-исследовательской и научной работой на кафедрах в процессе обучения в вузе, становятся лидерами в учебных группах. Выпускников ФМШ, окончивших МАИ, охотно принимают на работу в НИИ, на преподавательские должности, рекомендуют для учебы в аспирантуру.
Послесловие
В конце мая этого года перед самыми выпускными экзаменами в школе во Дворце культуры МАИ состоялось торжественное вручение свидетельств выпускникам ФМШ 2010 года. Заседание вел бессменный директор ФМШ и уникальная личность – Вячеслав Шеленков. Он начал работать еще с первыми студентами – преподавателями ФМШ в 1965 году, будучи ассистентом кафедры «Системы автоматического управления летательных аппаратов». Сегодня Вячеслав Михайлович профессор этой кафедры и по-прежнему директор ФМШ МАИ. Открывая заседание, Вячеслав Шеленков посетовал, что свидетельство с отличием в этом году получит только один выпускник, но тут же весело добавил, что оно от этого только дороже: «Мы стремимся сделать все, чтобы те ребята, которые окончили физматшколу, хорошо учились, поступив в МАИ или другой вуз. Уникальная система обучения в ФМШ знакомит школьников со студенческой жизнью. Здесь они не только учатся, но и находят друзей среди своих сверстников и маевских студентов-преподавателей. За время учебы ребята успевают ознакомиться со специальностями, кафедрами, факультетами МАИ».
Свидетельство с отличием в этом году получил Егор Антипин. Лучший выпускник 2010 года помимо своего отличного свидетельства получил подарки, среди которых была книга Алексея Толстого «Петр I», подаренная одним из первых учителей ФМШ МАИ Александром Крутовым.
Комментарии