search
main
0

Ни вперед, ни назад

Кому и чем служит патриотизм

Жители деревни Вперед уже год не могут установить памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную войну. Их инициатива не понравилась главе поселения. Однако смелые сельчане не сдаются, продолжают борьбу и отступать не намерены.

У детей в деревне Вперед из развлечений только самодельная детская площадка

По пустынной улице, ведущей куда-то за горизонт, пожилая женщина с двумя чумазыми малышами катит старую детскую коляску. Вместо третьего ребенка в ней пластиковое ведро с грязным песком.

– На старой базе набрали, домой везу – ребятишкам играться, – объясняет она, представившись Галиной Петровной. – 68 лет мне, а все таскаю. Ну что делать? Дочка с младшим, двухгодовалым, нянькается, я с этими. Муж у нее в городе, то на одну стройку подрядится, то на другую, то заплатят, то нет, а тут-то работы совсем нет. Копят, уехать хотят, на материнский капитал что в городе-то возьмешь? Моя пенсия 8 тысяч да огород – самый надежный доход. Такая у нас деревня хорошая была! Одно название – Вперед. Поля ухоженные были, ни соринки, скота тысячи три. Теперь даже корову не держим: дорого сильно. Вперед назад катится, вся молодежь разбегается.

Деревня со странным названием Вперед возникла в 1939 году, когда в Омский район сослали жителей Поволжья, в основном из лютеранского села Шиллинг, одной из пяти первых немецких колоний. Не успели обжиться, как началась Великая Отечественная война, переселенцев призвали в трудовую армию. Сначала брали мужчин от 17 до 50 лет, они работали на военных заводах, пилили лес, строили железные дороги. В октябре 1942 года произошла еще одна мобилизация советских немцев: в трудармию призвали даже женщин и 16‑летних подростков. Вернулись домой не все, как установили местные краеведы, 13 человек погибли от тяжелого труда, болезней и недоедания.

А выжившие в войне переселенцы стали давать стране молоко, мясо, зерно, деревня вошла в колхоз «Ленинский путь» под лозунгом «Вперед, к победе коммунизма!». Держался колхоз долго, окончательно развалившись в 2006‑м после нескольких преобразований, последний директор, как рассказывают сельчане, сдал всю технику на металлолом. Люди работали до последнего дня, не подозревая о том, что их ждет, с вечера задали коровам корм, утром пришли, а их нет – вывезли на мясо. И последней зарплаты не получили, вероятно, тоже ушла в карман директора. Стали искать работу в городе, до которого «всего-то 40 километров», но начались проблемы с автобусом, и народ стал уезжать навсегда. Деревня захирела: аварийный клуб снесли, так и не построив нового, магазин стал работать не каждый день из-за низкой платежеспособности покупателей. Стабильно действуют только крошечная школа, где чуть больше десятка детей, и такой же маленький фельдшерско-акушерский пункт. Пенсионерская, говорят сельчане, теперь деревня, от 500 человек остались 150.

Распроданные в спешке дома купили люди из разных концов бывшего Союза. Хунси, который занимается земледелием, приехал и вовсе из Китая в конце 90‑х. Впрочем, он и сейчас гражданин КНР, а здесь у него поля, теплицы, жена и дети. Работа на полях не сахар: от темна и до темна, зарплата до 1000 рублей в день. Но люди благодарны, не у каждого хватает сил и средств работать в городе, до которого не наездишься. Трудятся на полях в основном женщины, Хунси говорит, все на них и держится. Многие мужчины в деревне живут как живется: наймут дрова поколоть – поколют и выпьют, не наймут дрова поколоть – не поколют, а все одно выпьют неизвестно на что. Детей тем не менее в деревне немало – человек 40. В каникулы деваться им некуда, из всех развлечений только пластиковая детская площадка: качели, горки, лесенки. Жители установили их своими силами, не дожидаясь ничьей помощи.

– Да люди-то хорошие, – говорит Раиса Алеева, депутат Совета Андреевского поселения, живущая в соседнем селе, тоже с душевным названием – 18 Партсъезд. – Позовешь – придут и сделают. Только ведь те, кто позвать может, к сожалению, из деревни уехали. Нет организатора. А сами инициативу не проявляют, боятся чего-то.

Организатор нашелся только за тридевять земель: 37‑летний Николай Евсин, который уже почти 20 лет живет в Германии. Регулярно приезжая в гости к бабушке, организует деревенских мужчин на подвиги: то волейбольную площадку смастерят, то субботник устроят. За свой счет делает подарки детям деревни Вперед на Новый год, хотя далеко не миллионер – работает в Германии кладовщиком. Прожектора возле начальной школы тоже появились благодаря его усилиям, а то ходили дети в темноте и утром, и вечером. В 2019‑м, когда деревне исполнялось 80 лет, призвав земляков-эмигрантов скинуться, Николай собрал для родной деревни 2,5 тысячи евро – больше 160 тысяч в рублях. На эти деньги удалось поменять старый и давно развалившийся забор кладбища. Игорь Катаев, глава администрации Андреевского поселения, к которому относится Вперед, тогда даже помог: оплатил часть работ и новые металлические ворота для погоста. Прежние ворота, показавшиеся рачительному Николаю еще неплохими, рабочие просто спилили и бросили. Евсин подумал и предложил из этого железа сделать памятный знак землякам, погибшим в трудовых лагерях. Его дед тоже был там. И даже почти выжил: вернулся, увидел семью и через несколько дней умер.

– Пусть дети знают свою историю, пусть помнят предков, – считает Николай Евсин. – Именно так, с детства, ведь и воспитывается патриотизм. Невозможно любить то, что не знаешь. Первоклассникам, наверное, станет просто интересно, что это за памятник, а старшие, может быть, захотят узнать историю его возникновения. От прошлого ниточка тянется к будущему, хочется верить, что наши дети смогут восстановить нашу малую родину.

Николай связался с краеведами, сам провел поисковую работу. Предложение вместе со списком погибших отправил в администрацию Андреевского поселения, пообещав взять на себя изготовление мемориальной таблички. Идею поддержали Раиса Алеева и депутат Совета Омского района Татьяна Лукина, как раз одни из тех женщин, на которых все и держится. Именно их стараниями автобус от Омска до деревни Вперед теперь ходит строго по расписанию, а в школе появился теплый туалет. В июле 2021 года, по словам Лукиной, решением Совета Омского района на организацию памятного объекта в Андреевское сельское поселение направлено 50 тысяч рублей, но глава поселения до сих пор отказывается принять выделенные средства. На ее письменный запрос о причинах такого поведения, сделанный уже в апреле 2022 года, ответила сельская администрация: «Обращение было вынесено на заседание Совета Андреевского сельского поселения, на котором решено отказать в установке вышеуказанного монумента в связи с тем, что той суммы, которая выделена Советом Омского района, не хватает, а недостающих средств в бюджете не заложено».

По словам Раисы Алеевой, присутствовавшей на том судьбоносном заседании Совета Андреевского сельского поселения, где говорили о монументе, решения об отказе в установке депутаты не выносили. Было это еще в прошлом году: посетовав, что денег не хватит, да и выделенных районом пока не получили, перенесли разговор на потом. Но деньги глава администрации Игорь Катаев до сих пор не собрался получить, так что следующего заседания на тему монумента просто не состоялось. Не хватает, по подсчетам Татьяны Лукиной, всего лишь 7 тысяч рублей. Их готовы дать депутаты, Николай Евсин, да и сами жители деревни Вперед не против скинуться. Но Катаев возмущается в трубку, периодически срываясь на визг:

– Никаких денег не получал и вообще не видел проекта! Совет против того, чтобы это делалось за бюджетный счет. Пускай за счет инициатора! И вообще, что за памятник за 50 тысяч? Что можно сделать на эти деньги? Пока это просто очередная прихоть. Они хотят, чтобы имена были, а чьи имена, сколько их, я никаких списков не видел. Одного не впишешь, остальные обидятся. Никто никакой работы не вел, просто сказали: «Мы хотим».

В общем-то, все эти вопросы может и должен помочь решить глава администрации. Но Катаев обиженно заверяет, что инициаторы не идут с ним на контакт. Это странно, учитывая, что и Раиса Алеева, и Татьяна Лукина, и Николай Евсин регулярно направляют ему письма, в которых указаны их адреса и телефоны. И вот взрослые и умные люди из двух стран сидят и думают, за что на них обиделся андреевский глава. Евсин теперь понимает, что, надышавшись в Германии воздухом демократии, повел себя неправильно. Надо было просить нижайше, а он, услышав фразу сотрудника администрации о том, что за новый кладбищенский забор им отчитываться, взял да и сообщил в прокуратуру, очень не хотелось, чтобы чиновники приписали себе чужие заслуги, а главное – списали на них государственные деньги. Лукина в свою очередь подозревает, что глава не желает поддерживать инициативы депутатов, поскольку они ему как заноза в том месте, которое не хочется лишний раз отрывать от стула. Но так или иначе непонятно, почему от нелепых обид страдает память о тех 13, работавших ради Победы. В списке погибших – не только взрослые и подростки, но и младенец, родившийся и умерший в трудармии.

Может быть, прав Лев Толстой, сказавший, что патриотизм, к которому постоянно апеллирует власть, на деле служит подчас лишь орудием для достижения властолюбивых и корыстных целей?

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте