Цели: 1. Сформулировать представление о характере и ходе второго периода Великой Отечественной войны. 2. Раскрыть причины неудач Красной Армии весной и летом 1942 года. 3. Углубить знания учеников о Великой Отечественной войне. 4. Воспитать чувство любви к Родине на примере героизма солдат и офицеров, тружеников тыла. 5. Показать, что история России состоит из судеб людей. 6. Определить нравственный выбор путем сравнения (судьбы героев и антигероев).
Оборудование: «Энциклопедия Великой Отечественной войны», мемуары Г.К.Жукова «Воспоминания. Размышления», роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», таблицы-схемы, карта Великой Отечественной войны (1942 год), военно-патриотические клипы, сделанные вместе с учениками; мультимедиа-фильм «От Кремля до Рейхстага»; песни Юрия Антонова, Александра Розенбаума, Булата Окуджавы, кинохроника, фотодокументы.
Ход мероприятия
На экране эпиграф урока:
«Я не видел других солдат, которые сражались бы с большим упорством и отвагой и так бы любили свою землю. Труден и славен ваш подвиг».
Михаил Шолохов
На другой стороне доски плакат:
«1942 год. За Родину, За Честь, За Свободу!»
Учитель: Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое, ее дыхание и сегодня обжигает наши души. В каждой семье война оставила раны. Погибли 27 миллионов человек. Это та цена, которую мы заплатили за Победу. Мы потомки тех, кто выстоял, победил. История – это неразрывная связь между поколениями.
Сегодня ваше поколение пойдет в жизнь, и будущее Родины будет зависеть от вас, от вашего патриотизма и любви к ней, умения защитить свою землю.
На экране слайд – высадка десанта морской пехоты в декабре 1941 года на Керченском полуострове.
Беседа с классом
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Как назывался план нападения на СССР?
3. Когда началась блокада Ленинграда?
4. Когда началось наступление Красной Армии под Москвой?
5. Назовите фамилии генералов Красной Армии, отличившихся в битве под Москвой.
6. Кому принадлежат слова «Велика Россия, а отступать некуда…»?
7. Кто был Верховным главнокомандующим?
8. Когда был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»?
9. Первый Герой Советского Союза немецкой национальности.
Работа с тестами, необходимо сопоставить ряд фамилий и ряд фактов (слайд презентации):
1. П.М. Гаврилов
2. Г.К.Жуков
3. Р.С.Октябрьский
4. В. Талалихин
5. И.В. Сталин
А. Воздушный таран
Б. Севастопольская героическая оборона
В. Оборона Брестской крепости
Г. Обращение к народу, начавшееся со слов « Братья и сестры…»
Д.Героическая оборона Москвы.
Учитель: Спасибо. Вы правильно ответили на все вопросы. Но мы с вами знаем, что если ограничим изучение истории рамками учебника, то обедним себя.
Приведите примеры героизма и мужества советских солдат в 1941 году, в том числе и жителей нашего села.
Ученики приводят 6-7 примеров, используя дополнительный материал. Затем отвечают на вопросы опережающего обучения (слайд мультимедийной презентации).
1. Какие даты Великой Отечественной войны вы знаете?
2. Кто автор романа «Они сражались за Родину»?
3. Назовите имена летчиков – трижды Героев Советского Союза.
4. Фамилии Героев Советского Союза, немцев по национальности.
5. Какие книги и фильмы о Великой Отечественной войне вы читали и смотрели?
Битвы, операции и сражения Красной Армии зимой 1942 года
25.12.1941 – 2.01.1942 Керченско – Феодосийская операция
7.01.1942 – 30.04.1942 Любанская операция
7.01.1942 – 20.05.1942 Демянская операция
8.01.1942 – 20.04.1942 Сычево – Вяземская операция
12.05.1942 – 29.05.1942 Харьковское сражение
17.07. ( Начало) Сталинградская битва
25. 07. ( Начало) Битва за Кавказ
30.07 – 23.08. Ржевско -Сычевская операция
19.08 – 26.09 Новороссийская операция
Схема объяснения: дата операции, цель, место проведения, итоги, примеры героизма.
Учитель: Вы видите, что на схеме не все даты обозначены. Найдите ответы, используя дополнительные карточки.
Обратите внимание на план изучения нового материала (на доске).
1. Оперативная обстановка на советско-германском фронте в 1942 году.
2. Зимние наступления Красной Армии.
3. Причины неудач Красной Армии весной и летом 1942 года.
4. Роль и значение приказа № 227 народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года.
5. Ход битв за Сталинград и Кавказ.
6. Судьбы героев и предателей. Нравственный выбор.
7. Судьба страны, судьба моей семьи.
8. Немцы СССР в 1942 году. Антифашистское подполье в Германии (Красная Капелла).
9. Итоги боевых действий на советско-германском фронте накануне перелома в Великой Отечественной войне.
Идет обсуждение целей урока. Ученики предлагают свои варианты. На экране слайд с фотографией, на которой запечатлен бой под Севастополем летом 1942 года. Звучит фрагмент песни Юрия Антонова «Снегири». На экране появляется плакат «Родина-мать зовет!». Звучит отрывок песни Александра Александрова «Вставай, страна огромная», на экране – текст военной присяги.
Учитель: Одна из самых трагических страниц в Великой Отечественной войне – оборона Ленинграда. Мужество и героизм ленинградцев вошли в легенды.
Демонстрация клипа, составленного из материалов военной кинохроники, в сопровождении песни Александра Розенбаума «На дороге жизни».
Учитель: Мы продолжаем работу над таблицей «И. В. Сталин – Главнокомандующий Красной Армии». Вы должны дать оценку решениям Главнокомандующего.
Учитель дает оценку ситуации, сложившейся под Харьковом. Причины поражения Красной Армии. На экране видеоряд советско-германской военной хроники: растерянные лица советских солдат, сдающихся в плен;
наступающие германские войска; солдаты, ведущие ожесточенные бои за Отчизну.
Учитель: На экране вы видите карту «Военные действия на южном крыле советско-германского фронта летом и осенью 1942 года».
Ученики комментируют ход боевых действий. Учитель, используя кинодокументы, рассказывает об обороне Сталинграда. Демонстрация видеоряда:
– оборона Сталинграда;
– развалины города;
– бомбежка города.
Учитель: О чем вам говорит фамилия Власов?
На экране кадры кинохроники – Власов на съезде Русской освободительной армии (РОА).
Появляется изображение девушки-санитарки в 1942 году. Идет рассказ о Татьяне Раннефт из рассказа Сергея Смирнова «Смерть комсомолки». Девушка, попавшая в окружение в том же месте, что и Власов, вывела бойцов. Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Учащиеся дают моральную оценку героизму и предательству.
На экране приказ № 227 от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!».
Используя воспоминания участников войны, ребята высказывают свои мнения. Звучит песня Михаила Гулько «Реквием».
Учитель: В начале урока вы называли фамилии генералов. Один из них – Константин Константинович Рокоссовский. Таких полководцев будут помнить в России вечно.
На экране фото К. К. Рокоссовского, краткий рассказ о нем, справка о ранении Рокоссовского в 1942 году.
Учитель: Вы знаете, что 28 августа был принят Указ Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».
В армейских частях немцев оставляли под личное поручительство командиров частей. Большая часть немецкого населения работала в трудармии.
Вопросы к классу (как основа дискуссии):
1. Когда была создана трудармия?
2. Какие задачи она выполняла?
3. Как вы оцениваете вклад трудармейцев в победу?
4. Почему многие трудармейцы хотели защищать Родину на фронте, но не могли?
Учитель: Без труда русских, немцев, украинцев, казахов и других народов СССР в тылу не было бы самолетов, танков, орудий, а значит, и победы. Многие трудармейцы рвались на фронт, но к ним часто относились как к заключенным.
Мы с вами изучаем историю российских немцев. В ходе Великой Отечественной войны одиннадцать представителей немецкой национальности стали Героями Советского Союза, они героически защищали свою Родину. Многие из них отдали жизнь за нашу свободу.
На экране видеоряд «Парад Победы в 1945 году».
Учитель: В 1942 году победа была еще далека, но мужество, дружба и героизм народов нашей Родины приближали ее.
Беседа с классом на тему «Почему мы победили?». Учитель вместе с учениками подводят итоги урока.
На экране слова известного дирижера Юрия Темирканова: «Я убежден, что мы победили в Великой Отечественной не потому, что были мощнее противника. Просто в 1942-м народ понял главное: да, ужасно, что мы живем, как в тюрьме. Но порабощение еще хуже. Матросовы и Мересьевы жертвовали собой не за коммунизм, а за спасение нации. Сама генетика народа осознала угрозу его биологическому существованию. Тогда мы поднялись и стали бить врага».
Учитель: Светлая и вечная память тем, кто погиб и победил. Почтим память минутой молчания.
На экране морская пехота, идущая в атаку. Звучит песня Юрия Антонова «Красные маки», звонят колокола.
Александр СМИРНОВ, учитель истории Цветнопольской средней школы, победитель областного конкурса «Учитель года» в 1998 году, районных конкурсов в 1998, 2001 годах, Омская область
Комментарии