search
main
0

Ни первых, ни отстающих. Смешанное обучение – ключ к успешному взаимодействию в классе

В рамках введения ФГОС в России остро встала проблема организации обучения детей с особенностями развития и разными познавательными потребностями. Учащиеся с проблемами развития, хроническими заболеваниями, нарушением сферы познания учатся в классах вместе с учащимися, обладающими высоким уровнем учебных способностей. Учителю необходимо организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок работал на уровне своих возможностей и получал качественное образование.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья… оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым… относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности…».На основе многолетнего опыта работы мы пришли к выводу, что наиболее эффективно решить проблему обучения детей с разными возможностями в одном классе можно на основе использования технологии смешанного обучения, моделей «Автономная группа» и «Индивидуальная траектория».Смешанное обучение – это интеграция методов электронного и традиционного обучения. Модель «Автономная группа» (Lab-Rotation) позволяет выделить группу учащихся в классе с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность как в классе, так и во время консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения.На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория» (Individual-Rotation). В данном случае учитель организует работу или одаренного ребенка по подготовке к олимпиаде, или ребенка, который вынужден пропускать уроки по болезни.Планируя и организуя работу группы учащихся, которая является частью коллектива одного класса, учителю следует руководствоваться следующими принципами:1. Поддержка постоянного рабочего ритма деятельности участников автономной группы. Смысл данного принципа в том, чтобы не допускать даже небольших периодов бездействия на уроке в классе, что может произойти в случае непонимания учащимися автономной группы работы одноклассников (если в группе дети с пониженным уровнем познавательных возможностей) или в случае скуки во время отработки базовых навыков (если в группе сильные учащиеся). Чтобы не допускать периодов бездействия, учитель должен тщательно продумывать ход урока, учитывая состав класса.2. Интеграция деятельности ребят автономной группы в работу всего класса. Соблюдение этого принципа позволяет избежать изоляции группы детей в коллективе. Для этого учитель чередует периоды совместной работы всего класса (например, изучение нового материала в ходе беседы с демонстрацией эксперимента или просмотра видеоматериалов) и периодов самостоятельной работы участников группы (например, при отработке навыков).3. Поддержка мотивации учебной деятельности в группе. Данный принцип важен для поддержки динамики работы автономной группы в течение всего периода обучения. Важно поддерживать интерес к учению, к интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо применять разные формы работы для ребят в автономной группе, регулярно проводить анализ деятельности группы, используя диагностические методики. 4. Обеспечение достаточного уровня технической поддержки работы автономной группы. Учитывая, что учителю приходится распределять внимание между работой детей класса и автономной группой, наличие технических средств приобретает особую роль, потому как организация самостоятельной деятельности ребят более эффективна на основе современных цифровых средств. Не исключая при этом работу с учебником и дидактическими материалами на бумажной основе, надо создавать такие условия, чтобы каждый ребенок автономной группы знал и понимал ход своей работы на уроке даже в отсутствие ежеминутной поддержки со стороны учителя.5. Поддержка позитивного эмоционального настроя участников автономной группы и комфортных психологических условий работы. Учет данного принципа важен для поддержания эмоционального равновесия в коллективе класса. В случае работы в группе сильных учащихся учителю следует не допустить настроений превосходства, что можно предотвратить путем привлечения ребят из автономной группы к помощи одноклассникам. В случае объединения в группу ребят с невысокими учебными достижениями нельзя допустить их эмоционального отчуждения как «отстающих». В данном случае учителю следует поддерживать даже скромные успехи ребят группы, стимулировать их брать на себя ответственные задания (выступления, организацию учебного проекта).Планирование работы автономной группы целесообразно выстраивать на основе общего планирования работы класса, отмечая разницу в организации деятельности в классе и дома. Как возможный вариант можно использовать планирование, представленное в таблице 1.​Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии  лицея №1, народный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России»-2008, Цимлянск, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте