search
main
0

Ни один народ не имеет преимущества перед другим Интегрированный урок. Тема “Национализм и фашизм”. 6-й класс

Эпиграф:
“Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими”.
(Г.Лессинг,немецкий драматург)

Цель: развить представление учащихся о фашизме и национализме; показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления, возрождения фашизма; сформировать отрицательное отношение учащихся к проявлениям различных форм национализма; способствовать развитию навыков анализа текстов; формированию чувства патриотизма.

Словарь: национализм, шовинизм, национал-социализм, фашизм, геноцид.

Оформление доски
Начертить схему: что принес фашизм человечеству? При этом можно использовать следующие понятия.
Фашизм, война, геноцид, концлагеря, гибель людей, уничтожение культуры.
Нарисовать пирамиду фашистской власти, используя слова: фюрер, ближайшие приспешники, аристократия, крупные помещики и промышленники, рабы – недочеловеки.

Сегодня мы проводим необычный урок: перед вами два учителя – граждановедения и литературы. И проходит он в преддверии большого для нашего города праздника – 60-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Декабрь для Тверской земли знаменательный месяц: 5 декабря – 730 лет со дня рождения великого князя Михаила Тверского, 16 декабря – 60 лет освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков.
Учитель граждановедения: Я хочу, чтобы вы вспомнили ту экскурсию по городу, которую мы с вами проводили “На правом фланге Московской битвы. Здесь начиналась победа (63 дня войны)”. Во время этой экскурсии вам много рассказывали о боях за наш город.
– Что вам запомнилось больше всего?
Рассказ о защитниках Тверецкого моста, которыми командовал лейтенант-грузин. Рассказ о танке под командованием сержанта С. Горобца, который прошел через оккупированный фашистами город, сметая на своем пути вражеских солдат и технику. 3 из 4 членов экипажа были украинцы.
Вывод: Наш город защищали представители разных национальностей, но они ощущали себя единым народом и сражались за свою единую Родину. Спустя несколько лет после войны о подвиге героев-танкистов была написана книга “Ярче легенды”. Ее авторы журналисты, представители двух национальностей – Иванов и Флигельман.
– А как вы относитесь к вопросу национальности?
– Имеет ли для вас значение, кто с вами сидит за партой, играет во дворе, едет в транспорте и т.д.? В нашем городе люди привыкли, что уже много лет в наших вузах учатся индусы, негры, арабы.
Но национальный вопрос очень сложный.
Работа с учебником “Граждановедение” Я. Соколова стр. 99 – чтение текста, в рабочую тетрадь выписываем определение “национализм”. Читаем текст дальше и выполняем задание – врезку на стр. 100, дочитываем текст на стр. 100 до конца.
Обратимся к примеру Германии. На выборах в 1933 году победила национал-социалистическая партия, люди поверили нацистам, как их называли сокращенно, ведь в названии партии такие близкие и понятные слова: нация и социализм. Но были и те, кто видел истинное лицо нацизма и выступил против него. Таких примеров можно привести сотни и тысячи и внутри Германии, и вне ее. Вот только два:
– вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман (видеоматериал и историческая справка);
– другой антифашист – немецкий поэт Эрнст Буш.
Учитель литературы: Попробуем проанализировать стихотворение Э. Буша “Немец под музыку песни”.
– Что вы узнали из стихотворения об этом человеке?
– Как относится к нему автор?
– В каких словах выражается ее отношение?
– Против чего выступал Э. Буш? (Против фашизма).
Учитель граждановедения: Ищем определение в учебнике, дополняем заранее найденными определениями в энциклопедии, словарях. Записываем в рабочую тетрадь определение “фашизм”, а в словарь определения “шовинизм” и “расизм”.
Учитель литературы: Звукозапись слова “фашизм”. Есть слова, которые звучат приятно, есть режущие слух, а оказывается, это зависит от звуков, из которых состоит слово:
Ф – непонятность, одурманенность, обман, неправильность, негативное,
Ш – широта и мощь, устрашение и тяжесть,
З – резкость и извилистость, разящий и пронзительный, сильный, злой, напряжение, бездушие,
М – мягкость, пассивность, умеренность и медлительность,
А – огонь, энергия, сила, поток энергии, не знающей преград,
И – напряжение, отрешенность, восприимчивость к дальнему.

Учитель граждановедения: Лучше всего сущность фашизма может быть представлена в схеме пирамиды власти, созданной фашистами в Германии.
– Работа со схемой на доске и показ видеоматериала о руководителях фашистского рейха.
Для выполнения своих планов фашистские главари развязали II мировую войну, которая для нашего народа стала Великой Отечественной. Теория и практика немецкого фашизма нашли отражение в плане “Ост” – освоение восточных земель.
– Зачитывается отрывок из журнала “Родина”.
– Работа со словарем: слово “геноцид”.
– Видеоматериал “Бабий Яр”.
Учитель литературы: Возьмем для примера стихи Мусы Джалиля. Далее дается его биографическая справка. Для анализа возьмем стихотворение “Волки”.
– Какими словами описаны фашисты? Их действия?
– С кем сравнивает их поэт? Кто оказался в этой ситуации человечнее, гуманнее? Люди или хищники?
– Правомочно ли это сравнение?
– Может быть, автор ошибается?
– В каких литературных произведениях показаны злодеяния фашистов на нашей земле?
Учитель граждановедения: Что принес миру фашизм? Схема на доске.
Концлагеря: видеоматериал – документальные кадры. Текст и иллюстрации из книги “Советские мемориальные комплексы, посвященные жертвам фашизма”.
1. Лагерь смерти Салоспилс: Музыкальное оформление – “Бухенвальдский набат”.
2. Мемориальный комплекс “Хатынь”.
Рассказ о трагедии Хатыни и других сожженных деревень. Деревня Ксты (Осташковский район) – наша тверская Хатынь.
Перекличка исторических событий: 22 декабря 1377 г. у деревни Бертеньево войска князя Михаила Тверского разбили дружину Юрия Московского. 22 декабря 1941 г., отступая из г. Калинина, фашисты сожгли дотла деревню Бертеньево, ныне на этом месте только памятный знак.
Учитель литературы: Познакомимся с рассказом “Шагает солдат к Хатыни” из книги С. Алексеева “Книга для чтения по истории нашей Родины”.
– Какие чувства испытали, прочитав отрывок?
– Какие слова помогли вам почувствовать горе солдата?
Учитель граждановедения: Еще один мемориал “Пискаревское кладбище”. О блокаде Ленинграда свидетельствует видеоматериал.
Учитель литературы: Прочитаем отрывки из книги Алеся Адамовича и Д. Гранина “Блокадная книга” – дневниковые записи. Дневник Тани Савичевой – комментированное чтение:
– Чем отличаются дневниковые записи от других художественных произведений?
Ответ: Это документ! Мы использовали разные литературные жанры: стихи, эпос, повести, рассказы, сказки, дневники. Это часть нашей культуры. Фашисты хотели и культуру нашу уничтожить.
Прочитайте отрывок о судьбе Пушкинских мемориальных мест во время оккупации.
Видеоматериал: разрушены Дом-музей А. Чехова, Дом-музей П. Чайковского в Клину, имение “Ясная Поляна” Л. Толстого.
Учитель граждановедения: Возвращение к началу урока, т.е. к судьбе нашего родного города в годы войны.
Учитель литературы: Тетрадь в клеенчатом переплете Г. Лаздынь – воспоминания о военных годах в г. Калинине, детские впечатления автора книги. Зачитываем отрывок.
Учитель граждановедения: Мы много сегодня обращались к различным литературным источникам, но интереснее и важнее услышать рассказ о событиях из уст непосредственного свидетеля. Завуч школы Малышева Тамара Александровна рассказывает о своих детских воспоминаниях, о событиях октября-декабря 1941 г. Ей было 10 лет, и она хорошо помнит, как в опустевшем горящем Калинине появились первые немецкие мотоциклисты, как жил город 2 месяца оккупации, каким он был, когда 16 декабря 1941 г. в него вошли по волжскому льду первые части Советской Армии и Красные флаги взвились над зданиями железнодорожного вокзала и гарнизонного Дома офицеров.
Вывод: Злодеяния фашистов не остались безнаказанными. Им пришлось отвечать по закону. Международный Нюрнбергский трибунал вынес приговор главарям фашистского рейха. Фашизм принес зло не только народам Европы, но и народу самой Германии тоже. После окончания II мировой войны казалось, что человечество, пережив столько, никогда не позволит фашизму возродиться. Прошли годы, и мы вновь заговорили о возрождении фашизма, о неонацизме.
Показывается видеосюжет.
– Каким должен быть духовный мир, психология людей, которые в наше время могут проявлять интерес к символам и теории фашизма?
По российскому уголовному праву действия, связанные с возбуждением национальной, расовой или религиозной вражды являются преступлением. В октябре 1999 г. губернатором Тверской области В. Платовым принято постановление “О запрете использования фашистской символики в Тверской области”. Его цель – не допустить оскорбления национальных и патриотических чувств жителей нашей области, сохранить чувство уважения к памяти павших и величию подвига нашего народа в Великой Отечественной войне”.
Вывод лит-ра. Все виды использованной литературы и другие факты показали нам, фашизм – это зло.

Марина НИКОЛАЙЧУК,
учитель граждановедения;
Валентина ПАК,
учитель литературы
Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте