Возможно, это звучит нелепо, но я не мечтала быть в детстве педагогом. Росла довольно озорным, беспечным ребенком, доставляющим немало хлопот своим родителям и учителям. Но судьба распорядилась иначе.
У моих подопечных сохраненные слух и интеллект. Тем не менее у них наблюдается несформированность звукопроизношения, лексики, нарушена связная речь… Когда я впервые увидела таких ребятишек, увидела, какие они замкнутые, нерешительные, сердце мое сжалось. Они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы. У них наблюдаются отклонения ведущих психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления, проблемы с мелкой и общей моторикой. Нарушена эмоционально-волевая сфера, поведение. Затруднено общение – и со взрослыми, и с детьми. Все в целом это ведет к задержке развития личности ребенка. Вот почему я пришла к необходимости разработать свою программу обучения детей с нарушениями в речевом развитии.
Да, конечно, существует государственная программа, но я решила усовершенствовать ее, внести нечто свое.
Суть моей программы в том, что помимо обычных целей и задач я еще вношу в занятия элементы театрализованной деятельности. Мы используем на занятиях психогимнастику, которой непосредственно сопровождаем тему. Этюды. Речевые упражнения на рифмодекламацию. Дети встают в кружок на коврике. Я включаю музыку, и под определенный ритм мы проговариваем стишки, выполняя различные действия. Например: «Чок-чок, чок-чок, наступлю на каблучок…» Здесь меняется ритм, и пошли другие слова: «Возле дома моего петушок гуляет и любимую свою песню распевает». У меня есть несколько таких упражнений.
Есть познавательное занятие «Овощи и фрукты». Начинается оно с загадки. Идут элементы описательного характера. Детки описывают словесно, ну например, морковку или яблоко. И у нас есть на каждую логопедическую группу свой перечень овощей. Если это занятие по грамматике, значит, мы подбираем уменьшительно-ласкательные слова: морковочка, яблочко. Если занятие фонетическое, например, изучаем звук «м», то мы ищем его в названии овоща и фрукта. А в конце есть занятие, когда мы все это повторяем и разыгрываем сказку или отрывок (вот это и есть драматизация занятия). Подбираем костюмы.
Без театра детки неусидчивы, им неинтересно. У нас есть несколько видов театра: кукольный, теневой, драматический. Дети уже самостоятельно занимаются. Берут куклы и сами играют, вслух проговаривая слова.
Я считаю, что в работе с детьми заключается моя карьера. Я получила высшее образование, написала авторскую программу. Меня пригласили преподавать в педучилище «Основы логопедии». Мои амбиции удовлетворены. Дети становятся лучше, здоровее. Был у меня мальчик Данилка. А тогда здесь была начальная школа – детский сад. Привели его конкретно ко мне, когда ему было 7 лет. И он вообще не говорил! Общался жестами. У него нарушения на хромосомном уровне. Казалось бы, ну что тут можно сделать? С Данилкой работали в детском саду, но результатов не добились. Мы с ним и пели, и топали, и играли, и много чем другим занимались – все через драматизацию, через элементы театра. Спустя пять лет мальчик заговорил! Конечно, у него нет плавной красивой речи, но он умеет строить фразы, выражать свои мысли.
Десять лет я работаю логопедом. И за это время четко поняла, что нарушения в речи приводят к нарушению личности. И если я не подготовлю ребенка к школе, он будет страдать. Внутри себя, в душе своей он будет копить агрессию. И будет взрыв! Либо в форме болезни, либо в неадекватном, агрессивном поведении. Или в сочетании того и другого. Я поняла также, что с детками всегда надо играть, как в театре. Мою работу потом обязательно продолжает воспитатель, поскольку она должна вестись непрерывно, в цепочке.
Занятие я провожу не только в группе, но и на природе. На прогулках играем с мячом. Я кидаю мяч и говорю «морковь», ребенок ловит его и возвращает мне: «морковочка»… Если я провожу занятие по видам деревьев, обязательно вывожу на улицу рассмотреть клен, ель, осину…
Последний раздел моей программы – театрализованная деятельность. Ритмодекламация, имитационные упражнения («Как ворона каркает?»), речевые игры и упражнения и драматизация сказок. «У медведя дом большой» – показываем и ручками, и движениями тела, и интонацией, и ритмом. «А у зайки – маленький». «Вот идет медведь большой. А вот и зайка маленький». Все сопровождается музыкой. Это театрализация. И это учение. И коррекция.
Комментарии