search
main
0

Ни много ни мало

В новых экономических и политических реалиях неизбежно возникает вопрос: что будет с учебным книгоизданием? Сохранится ли многообразие книг или под предлогом банальной нехватки бумаги нас поставят перед фактом: вот вам по одному учебнику на каждый предмет, пользуйтесь на здоровье?

Давайте просто порассуждаем, что у нас есть и что нам нужно. Прежде всего надо вспомнить, что многие образовательные программы школ построены в логике развивающего обучения Занкова, Эльконина – Давыдова и т. п. Реализовать их с такими же учебниками, как у всех, невозможно, нужны свои, особенные. В противном случае надо будет просто сказать, что с развивающим обучением у нас покончено.

Далее напомню, что от профильного обучения тоже вроде бы никто не собирался отказываться. А это предполагает как минимум наличие двух учебников – для базового и профильного уровней.

Если мы и далее намерены повышать качество образования для всех категорий детей, то без учета индивидуальных особенностей школьников здесь никак не обойтись. Поэтому я в очередной раз хочу напомнить: было бы очень полезно иметь учебники, в которых предусмотрены особенности восприятия мира детьми с естественно-научным, техническим и гуманитарным складом ума, детьми-спортсменами, художниками-музыкантами и т. д. Не в том плане, что одни должны быть проще или сложнее других по содержанию, нет, они должны быть просто иными. Где-то упор надо сделать на доказательства тео­рем и законов, где-то – на выстраивание современной картины мира через образы, а где-то – на практику. Но сокращение разнообразия списка учебников ставит на всем этом жирный крест.

А еще ведь надо учитывать национальные особенности. Филологи утверждают, что процесс преподавания русского языка для разных языковых групп следует выстраивать по-разному. Для индоевропейских – так, для алтайских – по-другому, для уральских – иначе. И примеры там тоже следует приводить с учетом не только особенностей родного языка, но и культуры. Следовательно, тут однообразие тоже невозможно.

Так сколько же учебников может быть вообще? Думаю, нам надо не искать ответ на этот вопрос, а подойти к решению проблемы с другого бока. Во многих странах мира вообще не существует такого понятия, как «одобренный государством учебник». Есть одобренные государством результаты обучения, а уж как учитель к ним придет, как их добьется – это его чисто профессиональное дело.
Главное – результат. В этом плане учебной литературы может быть сколь угодно много, лишь бы детям было интересно, лишь бы эти книги помогали им достичь поставленных целей.

Тем не менее стоит учитывать и российские реалии. Мы уже пришли к тому, что одобренных государством учебников не может быть много, это данность, с которой следует мириться. Другое дело – допущенные Министерством просвещения книги, в которых не должно быть антинаучных утверждений, призывов к розни и насилию, есть четкая линия на воспитание лояльности к государству и пр. В этом плане не грех вспомнить некоторые учебники, выпущенные в 90‑е годы в некоторых регионах РФ, где прямо говорили, что наш народ хороший, а остальные – плохие, наша вера правильная, а остальные – ложные, наш народ незаслуженно пострадал от других, соседних (притом что соседи пишут то же самое, но в свою защиту). Поэтому верификация учебной литературы нужна.

И еще важно вспомнить о конкуренции издательств. Чем меньше производителей, тем меньше их заинтересованность что-либо менять, выпускать новые книги. Проще гнать миллионными тиражами одно и то же из года в год. Хотим мы того или нет, но там, где нет конкуренции, качество снижается.

NB! Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте