search
main
0

Ни годэ хао ма

Волшебный мир китайских иероглифов

В начале XXI века в связи с укреплением всесторонних связей между КНР и Россией значительно вырос интерес к изучению китайского языка не только в системе вузовского, но и среднего общего образования, в том числе начального. Однако на данном этапе овладение китайским языком сопряжено с рядом трудностей, одной из которых является формирование у учащихся начальной школы способности к иноязычному письму.

Своеобразие системы китайского иероглифического письма, его существенные отличия от алфавитной системы, привычной для нас, а также фонетическое звучание слова, не связанное с его графическим изображением, – все это усложняет процесс запоминания китайских иероглифов. Помимо этого, по мнению члена Европейской ассоциации китаеведения А.Р.Аликберовой, сложность процесса усвоения иероглифов связана еще с тем, что наше сознание не приучено воспринимать рисунок из большого числа компонентов, память не научена быстро запоминать иероглифы, состоящие более чем из пяти черт. В данной ситуации актуальным становится вопрос разработки эффективной методики формирования навыков иероглифического письма в условиях начального иноязычного образования.

Лауреат Премии Правительства России в области образования З.Н.Никитенко выделяет три основных этапа формирования техники письма на иностранном языке на пропедевтическом этапе: анализ, синтез и автоматизация.

На начальном этапе обучения иероглифы воспринимаются детьми как бессистемный набор линий и точек, как некая картинка. Однако иероглиф представляет собой структурную организацию, включающую ряд элементов, которые присущи всей системе иероглифической письменности, поэтому на первом этапе анализа происходят вычленение и овладение основными графическими элементами иероглифа. Следовательно, основная задача первого этапа до перехода к изучению основных иероглифов состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с основными чертами и правилами их написания. Важно не забывать, что в силу возрастных и психологических особенностей обучение детей так или иначе должно быть организовано в игровой форме как более эффективной для преподавания и усвоения материала. Учитывая это, хорошим методическим и дидактическим средством обучения будет использование следующих упражнений:

– работа с карточками;

– написание черт в воздухе ручкой и повторение движений за учителем;

– работа с прописями («Обведите черту», «Напиши сам»).

Такие упражнения, разработанные учителем, будут усиливать эффект запоминания и мотивировать учащихся на дальнейшее изучение.

На втором этапе происходит объединение отдельных графических элементов (черт) сначала в простые иероглифы, так называемые ключи, а затем более сложные иероглифы. На данном этапе важно развитие зрительного внимания и зрительно-моторной координации, которым способствует выполнение упражнений на отработку черт, ключей и иероглифов, состоящих из двух или более графем.

Рассмотрим небольшой пример. Игра «Кто потерялся?». Учитель показывает карточку с графемой, потом пишет часть графемы, дети выходят к доске и дописывают недостающую черту, при этом называя ее. Или же другой вариант этого упражнения – «Найди друга»: учитель делит группу на две команды, предоставляя им набор черт, из которых они должны собрать иероглиф в течение определенного времени.

При формировании навыков техники иероглифического письма у младших школьников большую роль играет визуализация. Так как на начальных этапах учащиеся изучают иероглифы, которые относятся к категории пиктограмм, очень важно объяснить учащимся связь иеро­глифа с образом. Приведем пример такой работы: учитель дает ученикам набор карточек с незнакомыми иероглифами и картинками, просит их сопоставить иероглиф и картинку. С помощью таких упражнений ребенок не только легко усваивает значение иероглифа, но и связывает его с конкретным образом. Это стимулирует развитие визуального мышления.

Для запоминания более сложных иероглифов, по мнению ряда ученых, наиболее эффективными являются мнемотехнические приемы, которые представляют собой мнемонические фразы или небольшие истории на основе этимологии иероглифа или структурного анализа его составных частей. Наибольшим успехом среди детей пользуются мнемонические рифмовки.

Использование приемов мнемотехники должно всегда сопровождаться творческим заданием: раскраски, ребусы с недостающими элементами. Можно предложить детям слепить из пластилина различные иероглифы. Лепка является одним из основных способов развития мелкой моторики, поэтому наряду с запоминанием иероглифов идет развитие фантазии и логического мышления у детей.

Содержание третьего этапа представляет собой сформированное иноязычное письмо, которое выполняется автоматически. На данном этапе учащийся не только может писать иероглифы, но и начинает формулировать и записывать свои мысли. Здесь рекомендуется выполнение следующих упражнений:

– письменное составление микродиалогов, рассказов по картинкам;

– заполнение анкет;

– заполнение таблиц.

Обучение детей китайскому языку на уровне начального образования представляет собой сложный и многоаспектный процесс, вызывающий ряд трудностей, связанных со специфичной структурой иероглифа и особенностями восприятия и переработки информации детьми. Здесь очень важно подобрать те методические приемы и технологии, которые помогут понять системность и закономерность китайского языка. Именно на начальном этапе необходимо формировать у учащихся представление об иероглифах как о системе письменности. Овладение базовыми принципами иеро­глифического письма создает крепкий фундамент для дальнейшего качественного изу­чения китайского письма и китайского языка в целом.

Анна ЗЛОБИНА, ассистент кафедры китайского языка Института иностранных языков МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте