1 сентября их пришли поздравить все – губернатор области Андрей Воробьев, первый заместитель председателя регионального правительства Лидия Антонова, министр образования Марина Захарова, нобелевский лауреат Константин Новоселов, внучка другого нобелевского лауреата Мария Капица, ректор МФТИ Николай Кудрявцев. Они – это ученики физтехлицея №11, школы нового типа.
Вообще-то школой нового типа физтехлицей назвали еще в 1991-м. Тогда это был необычный эксперимент ученых МФТИ и администрации Долгопрудного. Первый учебный год семиклассники-лицеисты проучились в аудиторном корпусе института, где им выделили самую большую и светлую комнату. На следующий год перебрались в классы техникума, а младших учеников новой школы приютил Дом пионеров, и они осваивали премудрости физики и решали задачи под аккомпанемент скрипок и пианино. Вскоре лицеисты воссоединись в детском саду «Колобок»… Но куда бы ни заносила их судьба, они не унывали. Где вы видели унылого ученого? Тем более будущего. Вот и Петр Капица говорил: «Теоретикам ничего не нужно, кроме письменного стола».Но на самом деле умному человеку нужно все! И красивое здание для учебы, и оборудованные всем необходимым лаборатории, и… общежитие. Потому что эта школа стала так популярна, что в нее стремятся попасть девчонки и мальчишки из разных уголков Подмосковья. Более того, из других городов России и из зарубежных стран.Нынешний адрес лицеисты обрели в 1994-м. А вот реорганизация школы-интерната закончилась только сейчас. Поэтому праздник 1 сентября был праздником открытия новой школы. В этом учебном году лицей принял 420 учеников. Отремонтированы два учебных корпуса для младших и старших классов, здание столовой, актовый и спортивный залы. Деньги выделены по губернаторской программе. На реконструкцию – почти 300 млн рублей, на закупку оборудования – более 40 млн. Когда завершится второй этап строительства, в инновационном кластере смогут обучаться 725 лицеистов. До конца 2016 года в Долгопрудном построят общежитие на 300 человек, а также физкультурно-оздоровительный комплекс с огромным бассейном и спортивным залом.А еще в первый учебный день Андрей Воробьев объявил лицеистам, что их школе присвоено имя нобелевского лауреата Петра Капицы.К нобелевским лауреатам здесь вообще отношение особое, их здесь знают, с ними здесь общаются. В мае лицеисты встречались в МИФИ с профессором института Скриппса (Калифорния, США) Барри Шарплесом. Затем в Доме правительства Московской области им посчастливилось прослушать лекцию профессора Стэнфордского университета Майкла Левитта, которую переводил кандидат на получение Нобелевской премии Валерий Фокин. А в День знаний ребята смогли поговорить по душам с самым молодым из ныне живущих нобелевских лауреатов, рыцарем-бакалавром (такое звание ему пожаловала Елизавета II за заслуги перед наукой), профессором и членом Королевского научного общества Манчестерского университета Константином Новоселовым.Ребята спрашивали его: «К чему должна привести наука? Как удалось получить премию? Мешает ли ученому за границей то, что он из России?» И он им доверительно поведал, что наука тем и хороша, что ответы на свои вопросы каждый находит сам и что, если думать о премии, никогда ее не получишь, нужно просто делать то, что тебе интересно. Ученый знает, что он делает, а где он находится, не важно. Потому что для науки границ не существует.В физтехлицее реализуется концепция развития «Традиции. Таланты. Технологии». Цель программы – создание системы воспитания граждан России, готовых к вызовам нового тысячелетия. Основу стратегии составляет адаптация для школы той уникальной образовательной системы Физтеха, которую заложили Петр Капица и другие ученые при основании университета. В дополнение к этому адаптируется и внедряется лучший международный опыт. Работа ведется в тесном контакте с МФТИ при активной поддержке администрации и преподавателей. Важным элементом стратегии стало широкое участие родителей как в выработке, так и в реализации этой программы. В школе на постоянной основе работает управляющий совет, помогающий педагогическому составу решать столь амбициозные задачи, создан благотворительный фонд, взявший на себя начало финансирования этой программы. «Мы убеждены, лучшую школу можно построить только всем миром!» – говорят здесь. И надеются создать на базе МФТИ учебно-практическую платформу «Школа-университет-лидер», которая позволила бы школам, реализующим подобные программы, обмениваться опытом и развиваться быстрее и успешнее.- Пример физтехлицея, – отмечает министр образования Московской области Марина Захарова, – натолкнул нас на мысль в региональную программу развития ввести специальную статью о создании некой «Лиги высшей школы», куда вошли бы школы-лидеры, такие школы, у которых налажен тесный контакт с вузами и в которых явственно прослеживается какая-то практическая направленность. Таких школ в Подмосковье много, и мы твердо намерены вырастить новых Ландау и Капиц!В Московской области уже возникло три инновационных кластера: в Дубне, Пущине и Долгопрудном, в образовательных учреждениях которых планируют обучать одаренных детей со всего Подмосковья. Потому что взрослых, как говорил Петр Капица, не исправишь. Экспериментаторов-интеллектуалов воспитывают смолоду, главное – создать условия для этого.Долгопрудный
Комментарии