search
main
0

Незыблемость принципов Математика. На линии текстовых задач

То время, когда по каждому предмету был один-единственный учебник, кануло в Лету. Ему на смену пришла пора вариативности.

Учебных пособий разного стиля, профиля и качества хоть отбавляй. От их изобилия захватывает дух. Соревнуются авторские позиции и педагогические концепции. Какую выбрать? Большинство учителей все же выбирают устоявшиеся, проверенные многолетней практикой, учебники. Правда, и среди новых пособий встречаются такие, что прочно сохраняют классические традиции методики преподавания, незыблемые и наиболее ценные дидактические принципы. К их числу принадлежит учебник математики для 5-6-х классов В.К.Совайленко и О.В.Лебедевой.
Учебник под редакцией профессора А.Э.Пасенчука вышел в свет в Ростовском издательстве “Феникс” в 1998 году и в свое время был рекомендован еще Министерством просвещения СССР. По дате выпуска пособие трудно назвать новым.
Правда, изучая учебник и сравнивая его со всем, что появилось в печати в последние годы, убеждаешься, что именно таких учебников сейчас и не хватает. В чем главные достоинства этой книги?
Во-первых, ее содержательная основа – материалы, апробированные учителем математики В.К.Совайленко в результате многолетней работы. И это чувствуется во всем: в содержании учебного материала, в продуманной и логичной структуре параграфов-уроков, в подходах к изложению теоретических сведений и практических заданий.
Просматривая содержание любого учебника по математике для 5-6-го класса, находишь стандартный программный набор тем. Среди них “действия с целыми и рациональными числами”, “начальные сведения о геометрических фигурах”, “дроби и проценты”. Учебники отличаются в основном компоновкой материала, уровнем трудности задач, добавлением новых разделов. К примеру, на страницах некоторых изданий настойчиво “оседает” стохастическая линия – задачи комбинаторики, теории вероятности и статистики. Здесь же нет каких-то особенных содержательных разделов, но во всем строе учебника чувствуется методическая культура и логическая сбалансированность. Доступность, ясность, простота и точность формулировок – еще одна особенность книги.
Все ее содержание разбито на 4 дидактических блока – по количеству учебных четвертей. А каждый параграф – это отдельный урок. Любой параграф содержит оптимальный объем знаний, который может усвоить ученик. А чтобы себя проверить, в конце каждой главы даются вопросы для самоконтроля и контрольная работа. Закрепление изученного материала проводится и с помощью дополнительных упражнений, среди которых традиционные и занимательные задачи, математические эстафеты, задачи повышенной трудности и устные упражнения. Сравнивая количество задач, например, в учебнике Н.Я.Виленкина, видно, что у В.К.Совайленко их значительно меньше. И это настораживает. Вдруг на уроке в сильном классе задач не хватит?
Особо следует сказать о типизации задач учебника, а именно – текстовых задач. Во многих изданиях такого рода задачи возникают как бы сами собой, по ходу изучения темы “Уравнения”. В учебнике В.К.Совайленко линия текстовых задач, расширяясь и углубляясь, проходит через весь учебник. Условия составлены так, чтобы ученик сам мог выстроить ход решения. Для этого автор предлагает решать отдельные задачи по краткой записи. К трудным задачам приводятся рисунки, которые также способствуют лучшему пониманию условия.
Невозможно перечислить все положительные стороны учебника. Назовем еще лишь некоторые из них. Это задачи на повторение на заключительном этапе изучения математики, материал для внеклассных занятий и даже сведения, с помощью которых можно составлять задачи. Концептуальность издания не заслоняет еще одного его достоинства – тесную связь материала начальной и средней школы. Учебник осознанно и взвешенно опирается на математику предшествующей ступени обучения.
Жаль, что такая интересная книга издана в черно-белом варианте. Другой существенный недостаток – здесь абсолютно отсутствует художественная концепция. Стоит ее заложить в учебник, издать ярко, красочно, занимательно, и его методические достоинства многократно усилятся. И тогда с полной уверенностью можно будет сказать, что математика для учеников станет самым интересным и любимым предметом.

Алексей АЗЕВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте