search
main
0

Незримое присутствие Антона Павловича. В Мелихове проводят фестиваль такс и ставят спектакли

Мелихово… Небольшая точка на карте России знакома и дорога всем, кто любит Чехова. Оно стоит в одном ряду с Михайловским и Болдино, Ясной Поляной и Тарханами. В небольшом селе Серпуховского уезда Антон Павлович с семьей прожил всего семь лет. Казалось бы, немного по меркам человеческой жизни. Но именно мелиховский период стал самым значительным в творчестве Чехова. Здесь были написаны его лучшие произведения: «Мужики», «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Три года», «Учитель словесности», «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Ионыч», «Анна на шее», «Черный монах», «Чайка», «Дядя Ваня» – всего более 40 произведений. Мелиховские впечатления послужили материалом и для других повестей и рассказов так называемого ялтинского периода. Известно, что гений и место неразрывно связаны между собой, не случайно многие и сегодня ощущают в Мелихове незримое присутствие Антона Павловича. О том, как музей-заповедник бережет память писателя, как помогает школе и учителям литературы, мы беседуем с директором Мелихова Константином Васильевичем Бобковым. Вначале я прошу немного рассказать Константина Васильевича о себе.

Я руковожу коллективом музея с 2003 года, до этого долгие годы работал директором Сергиево-Посадского музея, потом занимал должность зам. министра культуры Московской области. Поняв, что это не моя стезя, решил вернуться к музейному делу. Когда я принял музей в 2003 году, его материальное состояние было удручающим. Свою задачу я видел в том, чтобы заставить музей работать в полную силу. За это время мы сдали под ключ 8 мемориальных объектов – это и главный дом, и соседняя с чеховской усадьба Варенниково, и конюшня (не мемориальная, а жилая – там есть лошади), и другие помещения. Сейчас продолжаем реконструкцию-реставрацию еще четырех объектов. Это то, что касается материальной базы. Кроме того, мы привели в порядок наш пушкинский филиал – усадьбу Лопасня-Зачатьевское, расположенную в городе Чехове, связанную с именами детей Александра Сергеевича Пушкина. Реконструкция была капитальной, ведь здание мы получили после пожара.Что касается работы с детьми и учителями, то ежегодно в августе мы организуем Всероссийскую летнюю школу для учителей литературы, итогом которой становится публикация сборника исследовательских и методических работ «Читаем Чехова».- Расскажите о ней подробнее.- Занятия в летней школе проходят в течение 6 дней. Чтобы попасть в нее, нужно заранее подать заявку. На нашем сайте и в периодических учительских изданиях публикуются условия приема. Все полученные заявки проходят предварительный отбор, и 20 лучших претендентов получают наши приглашения. К сожалению, принять всех желающих мы пока не в состоянии. Причины материальные. Хотя мы неоднократно обращались за поддержкой в Министерство образования и науки РФ, ответа не получили. Первая школа была проведена на грант Президента РФ, вторая – на деньги Московской области, хотя школа имеет статус всероссийской.Мы вообще активно сотрудничаем с Министерством образования Московской области. Я выступаю практически на каждом августовском совещании перед учителями и директорами, рассказываю обо всех программах и возможных формах взаимодействия. При поддержке губернатора Московской области мы смогли осуществить несколько новых культурно-образовательных проектов. Например, в здании Новоселкинской школы, которая была построена Чеховым, мы открыли новую экспозицию «В мире чеховских героев». Школьник, который побывает там на экскурсии, получит не только информацию о творчестве Чехова, но наверняка захочет прочитать или еще раз перечитать его произведения.- Константин Васильевич, интерактивные экскурсии – перспективное направление. Его развивают все отечественные музеи. Кто в Мелихове разрабатывает детские маршруты?- В штате есть музейные педагоги, которые придумывают и апробируют новые формы. Например, последняя их разработка – путеводитель для детей и родителей. По-моему, он получился очень удачным. Кроме того, у нас есть свой профессиональный театр, который существует уже третий год. В России ни при одном музее нет своего штатного театра. А у нас 20 человек – режиссер, актеры, бутафоры. Благодаря театру у нас очень ярко проходят массовые праздники, на которые охотно приезжают дети с родителями. Таких праздников несколько: Новый год, Яблочный Спас, Масленица, Троица, фестиваль такс. У Чехова в Мелихове всегда жили таксы, и он очень любил собак. Сейчас мы готовим новый театрально-образовательный проект. Он называется «Каштанка» и будет включать в себя выставку, посвященную произведению, театральный спектакль, экскурсию, которая будет проходить в игровой форме.Театр Чехов очень любил. Мы тоже поддерживаем эту традицию. 14 мая откроется наш традиционный театральный фестиваль. В прошлом году он завоевал звание лучшего регионального театрального фестиваля в России. Мы получили «Шапку Мономаха» – хрустальный приз. Каждый год в мае к нам приезжают сотни гостей, и тогда бывают задействованы и заповедник, и все филиалы. Целый день гости проводят в музее. В рамках фестиваля мы устраиваем еще одно интересное мероприятие – «Ночь в музее». Многие фестивальные постановки рассчитаны на детей – существует обязательный специальный детский день. Сейчас мы готовим постановку по пушкинским произведениям.- Это тоже в помощь учителю и школьной программе?- В том числе. Почти вся работа музея ориентирована на детей. В прошлом году мы выпустили прекрасную книгу для детей с рассказами Чехова. Мы проводили конкурс детских иллюстраций к произведениям Чехова, и лучшие из них вошли в книгу. В книге есть комментарии, написанные нашими педагогами. В Лопасне-Зачатьевском филиале мы начали строительство детского музейного центра. Сейчас там готова и уже работает историко-археологическая часть. В имитирующей археологический слой песочнице зарыты фрагменты артефактов, осколки, с помощью археологических инструментов дети должны их найти, сложить в одно целое. Наверное, каждому будет интересно почувствовать себя археологом.- Что бы вы пожелали учителям литературы, которые прочитают это интервью?- Я бы пожелал им научить детей внимательно читать Чехова, ценить его. Относиться к нему так, как он того заслуживает. Чехов – гордость нашей литературы. И знаете, вот я недавно был в Баденвейлере. Так удивился, насколько благоговейно там относятся к памяти Чехова. Его читают, его знают и очень чтут. И стало обидно, до чего их отношение отличается от нашего. Неужели и правда, нет пророков в своем отечестве? Не хочется верить в это…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте