Карелия и Суоми находятся близко. Для того чтобы доехать до небольшого финского городка из Петрозаводска, потребуется несколько часов. До Хельсинки часов 10 дороги на автобусе или машине. Раньше автобусы ходили в Финляндию по нескольку раз в день, а у нас, жителей приграничной Карелии, была шутка: «Съездить в Финляндию за кофе». Конечно, в Суоми едут не только за кофе. Нередко отправляются туда в гости к друзьям или родственникам, в путешествие за впечатлениями.
Шанс на знакомство
Однажды я сделала репост записи про финское образование на странице в соцсетях. Написала что-то такое – вот бы и нам так. Откликнулась жительница Ювяскюля Ирэна Каллио, которая работает врачом в онкологической клинике. Слово за слово – и вот уже через несколько месяцев Ирэна пригласила в гости, чтобы посмотреть на систему образования города не по картинкам, а изнутри. «Я все организую», – написала она.
Я приехала с дочерью, неделю мы жили у Ирэны. Тогда казалось, что в этом нет ничего необычного… Но через три месяца на локдаун закрылись все страны. Путешествия за кофе и к друзьям прекратились, а знакомство с нетуристической Финляндией, где учат, лечат и занимаются повседневными делами, навсегда осталось ярким воспоминанием о том, как просто и понятно живут люди там.
…Ирэна встретила нас на вокзале. Тут же вызвала такси. Удовольствие дорогое. Все сели и не тронулись, пока не пристегнулись. Наша спутница переговаривается с таксистом, легко перебрасывается фразами. Непринужденное и дружелюбное общение. Минут 15 проходит, мы приехали. Останавливаемся у небольшого дома. В нем 3 этажа и 14 квартир. Чистота и уют в подъезде.
Школа без дрессуры
«Завтра утром пойдем в школу», – говорит Ирэна, поясняя, что позвонила и договорилась об этом заранее. Никаких формальностей – позвонила и договорилась. В итоге в той поездке мы побывали в двух школах. Одна находилась рядом с домом – прогулка по морозцу, мы долго стучимся в закрытую дверь. Нам неспешно открывают. Мы сами раздеваемся в просторном холле, где нет никакой вахты и гардеробщицы. Видим небрежно развешанные куртки, шапки и рукавицы, которые могут лежать как попало… Теплое проветренное помещение, где вещи высохнут.
Нас встречает учитель – мужчина в тапочках – и приводит на урок математики. С детьми работают педагог и два помощника. Короткое объяснение, дети начинают выполнять задания. Кому-то помогают, другие работают самостоятельно… Никто не тянет руки, все происходит буднично, обычно. Нет замечаний, парты составлены по нескольку, дети работают в группах. Есть и те, кто сидит отдельно. «Так удобнее ребенку, значит», – поясняет учитель. Меня просят не фотографировать детей. В классе много разных предметов: рисунки, техника, парты, рюкзаки ребят, современные шкафы и мебель.
В школе Рудольфа Штайнера уютно. Сын Ирэны учился здесь. Атмосфера в вальдорфской школе такая, что ребенок может позабыть о прежних неудачах с обучением. Уроки для семилеток проходят в свободной атмосфере, английский изучают с первого года обучения. Всех обучают игре на деревянных флейтах, в старших классах каждый год ставят спектакли. Учитель перед уроком здоровается со всеми за руку…
Здесь не усаживают детей за парты в первом классе: можно сидеть на скамеечках, а можно и на полу, можно стоять… Учитель Паула сидит перед детьми на удобном стуле на колесах. Конечно, она может встать или, оттолкнувшись, проехать на стуле небольшое расстояние. Никто не торопится. Нет никакого усаживания за столы, муштры с прописями и чтением. Дети считают, говорят и поют… И да, здесь есть перемены, во время которых все школьники гуляют на улице. 15-20 минут свежего воздуха, а потом снова уроки.
Школы – это пространства, заполненные современными техникой и мебелью, улыбчивыми педагогами, детским творчеством – рисунками, поделками из разной всячины и запахом кофе. Поражают, с одной стороны, чистота, а с другой – неформальная обстановка – ничего не стоит слишком ровно, дети двигаются и ведут себя живо. Учителя улыбаются, постоянно звучит спокойная речь, не слышно окриков, даже строгих наставлений. Возможно, они бывают, но мы подобного не наблюдали. Паула поражает спокойствием. В финских учителях на полевом уровне ощущаются уверенность в завтрашнем дне и внимание к ребенку. Не так, как на открытом уроке в российской школе, когда кто-то тянет руку, а учитель готов к правильному ответу ученика. Здесь другое: принятие ребенка с любым его ответом, возможность пробовать и ошибаться, предоставляемая каждому.
Кормят всех!
Всюду в Финляндии нас сопровождал бодрящий и уютный запах кофе. Вот и в учительской вместе с Паулой мы пробуем бодрящий напиток. Но в школах учителя и ученики имеют возможность полноценно пообедать. Здесь кормят всех – веганов и аллергиков, мусульман и европейцев. Нас, гостей, угостили бесплатно в лицее. Пояснили, что каждый учащийся может тоже пообедать здесь, ничего не заплатив. Так финны формируют у школьников и подростков здоровые пищевые привычки. Еда разнообразная, вкусная и… дочка поверить не могла, что все это можно съесть и не заплатить. Нас однажды угощали, а ученики могут в столовой полноценно питаться каждый день.
Кстати, Финляндия стала первой страной в мире, где право на бесплатное школьное питание было прописано в законодательстве: закон об обеспечении школьников горячими и сытными обедами был издан еще в 1943 году, однако на введение его в действие ушло пять лет. Одной из причин такой государственной щедрости стала… война. Народные школы должны были воспитывать здоровых и сильных солдат, а на полуголодном пайке это вряд ли стало бы возможным. Если до 1943 года бесплатную еду в школах предлагали лишь самым бедным или больным детям, то во время Второй мировой войны ситуация изменилась, и обеды стали частью учебного процесса.
Оптимизация на финский лад
Посещение лицея Ювяскюля началось с удивления. Ранее историческое здание образовательной организации находилось в центре города, но лицей переехал. Ирэна и бывший директор Йорма Лемпинен, как было ясно из разговора, однозначно хорошо к этому не отнеслись.
И вот мы не в центре города, перед нами огромные здания лицея. Рядом общежития для студентов, а само здание кажется огромным! Холлы, широкие коридоры, кабинеты, которые можно разделить подвижными перегородками, лаборатории, кабинеты для самостоятельной работы. Много света, современнейший дизайн, много разных студентов – юноши, девушки, кудрявые и в шапках, с длинными или короткими волосами, в куртках или толстовках, с наушниками, пирсингом, татуировками. Очень разные. Видно, что подросткам тут хорошо. Здесь они приняты, и никто не станет с тебя стаскивать головной убор или верхнюю одежду. Вторая обувь? У одного из кабинетов снята обувь. Студенты в носках в кабинете что-то обсуждают.
Во время знакомства с лицеем к нам вышел новый директор. Он рассказал, что образовательная организация пережила… оптимизацию. Такое до боли знакомое слово, которое получает совершенно иное значение здесь, в Суоми. Лицей стал больше, возможностей у студентов прибавилось – можно изучать что-то более глубоко, выбрать курсы по интересующим дисциплинам. Штат педагогов тоже вырос. Перед нами холл с перегородками – офис в открытом помещении. Здесь трудятся педагоги, это так называемая учительская, где у каждого есть свое место. Просторные диваны, запах кофе, современные учителя, которые модно и интересно одеты, улыбаются (опять улыбаются!), общаются и что-то обсуждают.
Мы заходим в кабинет, где девушки оживленно дискутируют. У них работа над проектом. Я немного… обескуражена темой. Студентки помогают школьницам из Африки. Суть помощи в том, чтобы научить девочек шить прокладки, чтобы они не уходили из школы, когда у них появляется менструация. В такие дни девочки могут пропускать занятия, так как у них нет средств личной гигиены. После пропусков к обучению возвращаются не все. Цель студенток лицея – найти деньги, чтобы закупить ткань, швейные машинки, научить девочек шить прокладки и помочь африканским ученицам не покидать школы. Вы думаете, кто-то покраснел, когда все это обсуждалось? Конечно, совершенно ненадуманная проблема (вспомним наши проекты: спросить, сказать, но связь с реальностью потеряна и невосполнима) и женская солидарность заряжают оптимизмом.
Больница, которая вдохновляет
Ирэна в последний день нашего пребывания приводит к себе на работу. Огромная больница. Врачи по коридорам могут передвигаться на самокатах. «Так быстрее, устаешь меньше!» – поясняет она. И мы идем по чистым огромным коридорам, чтобы посмотреть кабинет Ирэны, увидеть холл, в котором консультации или приема ожидают онкобольные. На стене висят милые вязаные шапочки, их может взять тот, кому это необходимо. Некоторые теряют волосы, проходя лечение. Нам показывают современное оборудование, мы пьем кофе в кафетерии и заслушиваемся рассказами Ирэны о том, как она работает в ночные смены в отделении неотложной помощи. Через несколько месяцев по электронной почте я получаю от нашей финской знакомой фотографии нового корпуса больницы, потому как тот, по которому мы гуляли, закрыли. Причина? В здании появилась плесень.
Кстати, в эту же поездку в Вантаа, близкий к Хельсинки город, мы увидим полностью закрытую школу. Мои друзья пояснят мне, что и это произошло из-за плесени. Сквозь стекла будут видны современные школьные классы, просторные кабинеты, циферблаты часов… «Финны очень быстро строят. Иногда проходит месяц – и вырастает новое здание», – с удивлением и гордостью говорит Анжела Якубюк, которая десять лет живет в Вантаа. Ее дочь Мария уже получила профессию, а сын Андрей продолжает учиться в финской школе.
Мария ГОЛУБЕВА, фото автора
P.S. Мне потребовалось два года, чтобы справиться с эмоциями после знакомства с образованием в Финляндии. Но вопросы для меня остаются. Почему у нас не может быть похоже? Без этих дурацких оптимизаций, когда сокращение путают с модификацией системы для улучшения ее эффективности, гонкой программы и ажитацией с экзаменами? Почему мы все время куда-то несемся и не можем отменить формализм, закрыть школу изнутри на замок, но открывать на перемену, чтобы дети могли выйти и погулять? Почему нет столовых, где будут кормить всех и бесплатно? Я бы хотела знать, почему наша программа напоминает переполненный шкаф, а дети между тем занимаются у репетиторов, чтобы освоить программу основной или средней школы. Наверное, дело не только в финансировании, но, безусловно, и в нем тоже. Спасибо, Финляндия, за еще один урок. Выучим ли?
Комментарии