Ребенок, более чем кто-либо другой, стремится проявить свое «я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи.
Василий Сухомлинский
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенным любопытством и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому нам, взрослым, чрезвычайно важно формировать навыки безопасного поведения, основы которого закладываются в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие со сверстниками и взрослыми, через накопление жизненного опыта.
Старший дошкольник пока еще не в полной мере способен нести ответственность за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Понятие опасности при условии раскрытия его сущности легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место. Задача педагога – создать условия для обретения ребенком необходимого опыта.
Помогает дошкольнику обрести свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях игровой метод. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. Играя, ребенок гораздо эффективнее усваивает правила безопасного поведения, чем внимая наставлениям взрослых.
Наша идея заключалась в том, чтобы на примере сказок дать детям знания о правилах безопасного поведения в жизни. Слушая и обсуждая народные и авторские сказки, проигрывая их сюжеты, ребята легко усваивают, что в жизни необходимо соблюдать определенные правила: не верить незнакомцу, не стесняться обращаться за помощью.
Обсуждая сюжеты сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», ребята понимают, что развитие сюжета могло бы быть другим, если бы герои не ослушались своих родителей. Дошкольники учатся делать выводы, обсуждая поведение козлят из известной сказки или рассуждая, по какой причине произошел пожар в доме у девочки Лены из стихотворения Самуила Маршака. Осторожно вести себя с незнакомым предметом учит сказка Шарля Перро «Спящая красавица». Таких примеров можно привести множество, стоит только внимательно присмотреться к сказочным героям.
А сколько возможностей для обсуждения и формирования основ безопасности дают нам произведения Николая Носова о приключениях Незнайки и его друзей!
Расставляя акценты безопасности, повторяя раз за разом нехитрые, но очень важные сказочные истины, мы учим детей и бдительности, и осторожности. Учим их находить и выделять акценты безопасности в повседневной жизни: играя в группе, на прогулке, находясь в общественных местах.
Такая деятельность способствовала тому, что ребята создали ряд запрещающих и разрешающих знаков для разных ситуаций и пользуются ими в повседневной деятельности. Ведь правила, установленные самими детьми, имеют для них решающее значение. А еще ребята захотели поделиться своими знаниями о безопасном поведении с малышами и пригласили их на театральную постановку. И снова на помощь пришли сказки!
Ведь сказка – это своего рода учебник жизни. В них заложен жизненный опыт многих поколений. Каждая сказка дает нам уроки добра, трудолюбия, уважения к старшим, а еще учит находить выход из затруднительных ситуаций и дает нам те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети.
Светлана ГАЛИЧЕНКО, воспитатель Школы Бибирево;
Наталия МАЛМЫГО, старший воспитатель Школы Бибирево
Комментарии