Представьте себе такую картину: в регионе планируется проведение мероприятия грандиозного масштаба. И под это дело решено построить несколько десятков сооружений соответствующего профиля (образовательного, спортивного, культурного и т. п.). В одном месте радостно хлопнули в ладоши, ибо у них нечто подобное есть уже давно, надо просто все привести в порядок, подкорректировать, почистить – и все ОК! В другом месте пожали плечами и принялись за дело, ведь если надо – значит надо! А в третьем схватились за голову: «Что делать, мы же в этом совсем не разбираемся, придется искать средства и нанимать гастарбайтеров, которые бы все это сделали за нас». Впрочем, в итоге все проходит гладко. Конечно же, одни сооружения вызвали полный восторг, другие – одобрительный кивок, третьи удостоились вздоха, тем не менее дело сделано. А потом… Через несколько лет вдруг оказалось, что треть из построенных зданий куда-то исчезли. Часть домов стоят, где были, но с забитыми окнами. Еще какое-то количество сооружений вроде бы живы, а вроде бы нет, дом стоит, свет горит, из окна видна даль, но активности не наблюдается. В отдельных школах, спорткомплексах и домах культуры теперь располагаются ремонтные мастерские, бани и публичные дома. И только несколько зданий из того, что было предъявлено к тому знаменательному мероприятию, продолжают жить полной жизнью – учить детей, готовить спортсменов, поднимать культурный уровень населения.
Грустная картина, не так ли? И что-то она нам напоминает до боли знакомое…
Нет, вы ошиблись, речь пойдет совсем о другом – об учительских сайтах, которые участники конкурса «Учитель года России» создают в рамках выполнения конкурсного испытания «Цифровой образовательный ресурс». Потому что ситуация там ровно такая же, как и описано.
Когда-то давно я написал статью, в которой изложил все очевидные плюсы наличия у педагога – причем не только конкурсанта – своего собственного интернет-представительства в виде сайта или страницы в социальной сети. Мол, там можно разместить все, что было создано за годы профессиональной деятельности, выкладывать задания и объявления, вести переписку с учениками и родителями, устраивать вебинары, заниматься популяризацией своего предмета так, как вы считаете нужным, работать индивидуально как с отстающими, так и с одаренными, презентовать коллективные достижения класса и многое-многое другое. И вообще адрес этого ресурса наряду с вашими телефонами и мейлами – это тоже контактная информация для любого заинтересованного человека, а заодно и адрес вашего портфолио.
Но если плюсы вроде бы более чем очевидны, то с минусами, увы, тоже понятно. Несмотря на то что на дворе XXI век, 2020 год, школы напичканы техникой, учителя продвинуты в вопросах ИКТ, а компьютеры есть практически у всех, на каждом очередном конкурсе «Учитель года» выясняется, что вот именно это задание стало для многих очень неприятным. Нет, в Интернете люди, конечно же, сидят и в социальных сетях присутствуют, но своего сайта или специально оформленной и «заточенной» под профессиональное общение странички у них нет, да и особого желания сделать ее они не испытывают. А если и есть такая мысль, то это очень сложно и дорого, требует определенной квалификации, а главное – отнимает уйму времени, причем как на создание, так и на дальнейшую поддержку.
Поэтому, когда конкурсанта ставят перед фактом, он вынужден, как правило, обращаться за помощью к специалистам. И этот ресурс ему просто делают – ученики, выпускники, родители, коллеги, нанятые школой мастера и т. д. В итоге на свет появляется сайт или страница, на которых есть материалы, фотографии, видео, презентации, методические разработки, сценарии уроков учителя, но ему самому этот ресурс попросту не нужен! Это как если бы вы жили в своей уютной избушке, окруженной вишнями, яблонями и грядками с картошкой, а вам предложили переехать в бетонную коробку у черта на куличках. И она вроде бы ваша, но жить вы там не хотите и содержать не можете. А коли так, то и отношение к этому «дому» соответствующее. Либо его в конце концов обворуют, либо сожгут, либо захватят и превратят в наркопритон.
Но это, так сказать, аллегории. А теперь суровая статистика.
Сайты у конкурсантов стали появляться еще в нулевых, оценивать и награждать за это стали в 2010‑м, но полноценное конкурсное испытание сформировалось в 2014 году. Тогда в финале «Учителя года России» участвовали 82 педагога. В 2015‑м – 77, в 2016, 2017, 2018 и 2019‑м – по 85. То есть по состоянию на июнь 2020 года на выходе у нас должно получиться 499 интернет-ресурсов. Что же есть на самом деле?
Для удобства все эти ресурсы можно поделить на следующие подкатегории.
Закрытые. Попасть на них невозможно, ибо браузер вам сообщает, что «страница не найдена».
Мертвые. Эти ресурсы перестали обновляться сразу же или вскоре после того, как закончился конкурс.
Брошенные. Их какое-то время поддерживали, однако через год, два и более оставили это дело, и ресурс больше не обновляется.
Визитки. Их с самого начала сделали в расчете на статичность, там нет динамики, сложно понять, когда и что туда было выложено.
Перевертыши. Раньше это был полноценный образовательный ресурс конкурсанта, но теперь там размещена абсолютно другая информация.
Живые. То есть те, на которых по сей год идет работа, появляется новая информация, видна деятельность автора. (См таблицу.)
Примечательна судьба перевертышей: из восьми сайтов, принадлежавших ранее, подчеркну, финалистам Всероссийского конкурса «Учитель года России», на сегодняшний момент один посвящен теме строительства и ремонта, другой – инструментам, третий – правовой поддержке, на четвертом расположился украинский коктейль-бар, на пятом – интернет-магазин, еще на двух оказывают юридические услуги, а еще один превратился… в порносайт (!).
Обратите внимание, даже конкурсанты прошлого сезона, казалось бы, весьма искушенные в вопросах интернет-коммуникации, показывают далеко не самые позитивные результаты. И есть все основания полагать, что в скором времени количество реально действующих интернет-ресурсов здесь тоже гарантированно снизится.
По какой причине? А вот это, как говорится, правильный вопрос. И он тянет на довольно серьезное исследование. Потому что прямо так, с ходу, можно назвать целый ряд версий:
– создать ресурс сложно, но поддерживать еще сложнее, на это нужны все те же силы, средства и время, которых у наших учителей (и конкурсантов тоже) всегда не хватает, но если раньше учителю помогали, на него работал целый коллектив школы, то теперь педагог вынужден все делать сам – или не делать;
– после конкурса жизнь учителя круто изменилась к лучшему, ему предложили новую работу, и теперь старые проблемы, включая поддержку сайта, его не интересуют;
– после конкурса жизнь утратила краски, потеряла смысл, раньше он стремился к победе, старался стать самым лучшим, но не стал, а значит, какой смысл поддерживать то, что не помогло взять Хрустального пеликана;
– тот сайт был создан наспех, а теперь, когда все успокоилось, имеет смысл сделать что-то гораздо более серьезное, солидное. Правда, обычно это не мешает оставить в живых старый сайт со ссылкой на новый адрес, но кто ж его знает;
– все течет, все меняется, раньше человек с упоением заполнял контентом свой собственный сайт, а потом понял, что сейчас центр деловой активности сместился в социальные сети, и поэтому он ушел с головой туда. А брошенный и забытый ресурс постепенно приходит в негодность и, если его не оплатить вовремя, может быть закрыт;
– хозяин сайта решил продать свой раскрученный ресурс, который ему просто надоел. Вместе со своим доменным именем. Для системы образования это, наверное, выглядит дико и нелепо, тут иные нравы, но в принципе в других местах такое случается довольно часто. Вопрос цены и только бизнес, ничего личного;
– наконец, надо принимать во внимание и банальный взлом, когда злоумышленники просто меняют содержимое сайта и вешают на дверь свои собственные замки. Уверен, именно это случилось и с учительским цифровым ресурсом, который теперь превратился в порносайт. Но грустно то, что сам хозяин, скорее всего, даже об этом и не знает. Потому что после конкурса ни разу туда не заходил.
Однако все это догадки и предположения. А вывод тем не менее напрашивается сам собой: нужно ли вообще нам такое конкурсное испытание, в результате которого мы имеем столь сомнительный результат? Ведь из 499 сайтов, созданных за период с 2014 по 2019 год финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года России», на сегодняшний день активно функционируют и реализуют полноценную обратную связь с посетителями лишь 49. Зачем нужно было предлагать учителям (ведь никто же их не заставляет, верно?) сделать свой интернет-ресурс, если 135 сайтов перестали обновляться сразу же после окончания конкурса? И не жалко ли всем нам огромных затрат чьих-то сил, времени и средств, если на сегодняшний момент 184 сайта из 499 просто недоступны, закрыты, в списках не значатся?
Кто-то скажет: «И все равно мы должны оценить то, насколько хорошо наши конкурсанты владеют технологиями интернет-коммуникации, потому что это очень важное требование, которое предъявляет к учителям сама жизнь!»
Все правильно, так оно и есть. Но тогда давайте и подходить к этому испытанию с иных позиций. Например, часто приходится слышать, что конкурсант должен иметь за плечами стаж работы в школе минимум три года, а лучше шесть, двенадцать или даже пятнадцать лет. Так почему бы не установить соответствующее требование и к его интернет-ресурсу, чтобы сайт или страница педагога в социальных сетях были созданы, например, не менее чем за три года до конкурса? Это помогло бы готовиться к столь ответственному мероприятию серьезно и основательно. Заодно можно было бы реально оценить, насколько эффективно педагог использует этот цифровой образовательный ресурс в своей работе. И, что очень важно, после того как конкурс закончится, людям вряд ли захочется бросать то, что они делали все эти годы, их станут поддерживать те, с кем они интенсивно взаимодействовали на этой площадке.
Нужно в корне пересмотреть подходы к содержанию этого конкурсного испытания или вообще к его наличию. Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. А если ресурсы создают, то они должны работать (причем не только на конкурсе), помогать учителю, а не быть для него пятым колесом в телеге. И сколько бы плюсов наличия у педагога сайта или страницы я ни перечислил, если на практике этим ресурсом пользуется лишь каждый десятый (из числа, между прочим, самых продвинутых учителей России!), то что-то тут не так.
Вадим МЕЛЕШКО
Кроме того свой сайт не имеет прямого отношения к работе учителя.
У меня есть свой сайт уже 5 лет. Свой сайт – это слишком большое и сложное дело, чтобы требовать его от всех конкурсантов.