search
main
0

Незаменимый род оружия

Впервые в нашей стране проблему использования железных дорог в военных целях поднял в 1840-х годах российский государственный деятель, крупный специалист и ученый Николай Мордвинов. К тому времени стальные магистрали стали важным фактором обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства. Быстрота и надежность, относительно невысокие по сравнению с другими видами транспорта затраты, колоссальное влияние на сроки мобилизации и сосредоточения вооруженных сил, их обеспечение позволили специалистам увидеть в железных дорогах «орудие войны, новый и притом незаменимый род оружия против неприятеля».

Развитие железных дорог решающим образом повлияло на характер и сроки подготовки государства к войне, организацию и ход боевых действий. Это потребовало создания особой военно-железнодорожной организации. Ее прообраз появился в России в 1851 г. в виде 14 военнорабочих, 2 кондукторских и «телеграфической» рот, сформированных при управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Со второй половины 1870-х годов военные железнодорожные формирования русской армии становятся участниками практически всех войн и военных конфликтов, в которых участвовала Российская империя.

27 января 1918 г. по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы, но гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в их воссоздании. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. срочно были сформированы 16 железнодорожных рот. В 1918 – 1920 гг. Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тысяч км дорог и восстановили 3169 мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.).

При подготовке наступательной операции восточнее Халхин-Гола за 76 рабочих дней в пустынно-степной местности была построена 324-километровая железная дорога Борзя – Баин – Тумен. В ходе советско-финской войны в 1940 г. за 47 рабочих дней в исключительно тяжелых зимних условиях построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск – Суоярви.

Большой вклад внесли военные железнодорожники и в Победу в Великой Отечественной войне. Они вступили в войну в первые ее часы и были участниками всех крупнейших сражений. За годы войны воины Железнодорожных войск и спецформирований Наркомата путей сообщения восстановили и построили около 120 тысяч км железнодорожных путей. 15 тысяч сооружений, в том числе более 2700 больших и средних мостов, 46 тоннелей, около 100 тысяч км линий связи, почти 8 тысяч станций и разъездов, обезвредили свыше 2 млн. мин, артснарядов и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб.

После войны Железнодорожные войска активно включились в восстановление, реконструкцию и строительство новых магистралей. В 1953 – 1965 гг. построили 1720 км железных дорог на целине, 950 км – в Монгольской Народной Республике от Улан-Батора до китайской границы. В те же годы минеры Железнодорожных войск обследовали свыше 5000 км путей, обнаружили и обезвредили более 52000 взрывоопасных предметов, оставшихся со времен войны.

В 1970-х годах, до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ), военные железнодорожники участвовали в строительстве железнодорожной линии Тюмень – Тобольск – Сургут, Ивдель – Обь, Абакан – Тайшет, Суоярви – Юшкозеро и других. В те годы они также построили свыше 5000 км второстепенных путей, подъездные пути к строившимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.

В 1975 – 1985 гг. военные железнодорожники, не считая прокладки БАМа, построили и ввели в эксплуатацию более 6800 км железнодорожных путей.

Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается восточный участок Байкало-Амурской магистрали. В 1974 – 1989 гг. построено 1277 сооружений, в их числе 50 больших, 604 средних и малых мостов. Уложено 1465,8 км главных и 443 км станционных путей.

Соединения и части Железнодорожных войск активно участвовали в ликвидации последствий землетрясений в Армении, аварий и катастроф в Арзамасе, на станции Свердловск-Сортировочный и Чернобыльской АЭС. Их силами был восстановлен мост на Транссибе через реку Седанка у Владивостока, разрушенный в результате урагана в 2001 г.

Мужество, героизм и профессионализм военных железнодорожников в двух чеченских кампаниях – тема отдельного материала, публикуемого в этом номере.

Всего с 1945 г. воины Железнодорожных войск восстановили и построили свыше 40000 км железных дорог, более 43000 погонных метров больших и средних мостов, обнаружили и обезвредили десятки тысяч взрывоопасных предметов, неоднократно участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в различных регионах страны. И ныне сохраняется их роль как специальных войск, предназначенных для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог, разминирования и временной эксплуатации участков восстанавливаемых ими железнодорожных направлений для обеспечения деятельности Вооруженных Сил и других войск, строительства новых, повышения живучести, пропускной способности и восстановления железных дорог, выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

Железнодорожные войска участвуют в развитии сети стальных магистралей страны и их подготовке к использованию для нужд обороны страны. Перспективы их развития связаны с повышением производственных возможностей, достижением качественно нового уровня оснащенности современными видами вооружения и восстановительной техники, реализацией государственной программы развития и модернизации наплавных средств страны до 2015 г. и программы вооружения Железнодорожных войск – составной части Государственной программы вооружения.

И ныне стальные магистрали остаются незаменимым родом оружия России. Это орудие обеспечения национальной безопасности нашего Отечества доверено Железнодорожным войскам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте