search
main
0

Незабываемые впечатления

Конкурс, который открывает мир и нас

Я приняла участие в Городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы»-2019. Вместе с другими тридцатью столичными учителями я вошла в состав финалистов.

Это была наша первая большая победа! Нас окружили необычная, праздничная атмосфера конкурса, дружественные коллеги, методисты, наставники, всегда готовые помочь и поддержать в финальных испытаниях. И мы выдержали их достойно! С огромным волнением и радостью все ждали решения Большого жюри, ведь за это время мы стали единой и дружной командой. Наградой учителям, победившим в конкурсе, стала образовательная поездка в столицу Финляндии. Она была организована руководителями Городского методического центра. Она позволила увидеть другие стороны образования.

Финской системе образования меньше 50 лет, ныне в государстве функционируют 29 университетов, из которых 10 специализированных – 3 политехнических университета, 3 высших экономических заведения, 4 художественных и столько же многофакультетных.

Образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается с дошкольного. В садике, куда мы приехали в первый день нашего пребывания, царила приятная домашняя атмосфера. Кроме того, все пространство, где находятся дети, продуманно и интересно организовано для занятий, передвижения, общения и игр. В садике 4 группы, всего 21 ребенок. В группах работают педагоги дошкольного образования с университетским образованием. Заведующая садиком оказалась русской, и нам было особенно приятно познакомиться и пообщаться. Дети здесь находятся с 7 утра до 5 вечера. Программа обучения составляется индивидуально для каждого ребенка и согласуется с родителями. Дети могут свободно передвигаться по всему пространству учреждения и общаться со взрослыми. Большое внимание уделяется развитию социальных навыков, воспитатели следят, чтобы деятельность ребят была разнообразной. Обучение языку идет в ходе игры. Подготовка к школе обязательная и бесплатная, начинается с 5 лет. Музыкальных работников и учителей физкультуры нет. Много времени ребята проводят на природе, на свежем воздухе.

Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет, примерно так же, как и в России.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельности в будущей успешной жизни. В 1‑2‑х классах школы изучаются такие предметы, как родной язык и чтение, математика, природоведение, религия или жизнепонимание, музыка, изобразительное искусство, труд и физкультура. В 3‑м классе начинается изучение английского языка, а в 4‑м – еще одного языка на выбор – французского, шведского, немецкого или русского. Почти везде обучают игре на музыкальных инструментах – от дудочки до контрабаса. В 5‑м классе добавляются биология, география, физика, химия, история.

В 7‑9‑х классах изучают финский язык и литературу, шведский и английский языки, математику, биологию, географию, физику, химию, основы здоровья, религию, музыку, изо, физкультуру, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно для мальчиков и для девочек.

В образовательном процессе отсутствует соревновательность. Кто-то скажет: «А как же конкурсы и олимпиады?» Но все ли могут быть в них успешны? «Дети не должны выйти из школы с заниженной самооценкой», – еще одна фраза, которая часто повторяется в финской школе. С одной стороны, сохраняется интерес к обучению, и множество ребят в свободное время в разных уголках школы занимаются различными видами деятельности самостоятельно.

Но есть и другая сторона данного подхода: ребенок сам решает, в каком темпе обучаться, на какие курсы ходить, к какому уровню образования стремиться, делать ли домашнее задание. Учебный процесс затягивается, становится вялым, у ребят очень разные уровни подготовленности.
Педагоги объясняют это так:
– У детей много хобби.

На уроке учитель мало объясняет сам, он вовлекает ребенка в деятельность, в которой каждый продвигается в своем темпе. Роль учителя – поддержать ребенка во время обучения.

Многие дети, разговаривая с нами, отмечали: «Учиться здесь легко».

Есть базовая программа, есть программа облегченная. Вопросу «А есть ли углубленная?» ученики очень удивились: «А зачем?»

Домашнее задание тоже задают. Оно дублируется на платформу Wilma. Через нее происходит и связь с родителями. Возможности прикрепить файл с заданием у учителя нет. Нет и библиотеки с материалами. Дополнительную платформу для занятий учитель может выбрать сам.

Финны говорят:
– Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое.

Этот интересный подход к образованию очень удивил нас. Экзаменов нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителей. Есть только обязательный стандартный тест по окончанию средней общеобразовательной школы. Не существует здесь и банков заданий для подготовки к национальному экзамену. На экзаменах ребята получат задания по программе, а вот какие, никто не знает.

Школьная форма отсутствует. Сменная обувь требуется, но большинство детей бегают босиком. Во время перемен учеников младшей школы выводят на улицу, даже на 10 минут.

Территория школ не огорожена, охраны на входе нет. Мы увидели, что многое организовано здесь совершенно по-другому.

Поступить в старшую школу и в университет достаточно сложно. Ребенок все это видит и осознает, что только упорным трудом можно добиться высшего уровня образования.

Интересно строится трудовое воспитание. Уроки труда согласно учебному плану, представленному нам в школе Simonkallion, проводятся с первого по шестой класс в основном по два часа в неделю. Это работа в мастерских, рукоделие, приготовление пищи, шитье. Как мальчики, так и девочки пилят, строгают, готовят шоколадные кексы, вяжут, шьют.

Мастерские с современными станками и мастерские со станками попроще, разнообразные инструменты, материалы, всевозможное кухонное оборудование – это и многое другое мы смогли увидеть, потрогать, сфотографировать. Побывали мы не только в кабинетах и подсобных помещениях, но и увидели детей за работой: целую группу мальчишек и девчонок с крючками и вязанием в руках, а также третьеклашек, увлеченно мастерящих модель лодки. Восьмилетняя ученица уверенно держала в руках лобзик, ее одноклассник, не замечая 30 взрослых, раскрашивал свой кораблик, да и остальные дети, не отвлекаясь, занимались привычным делом. Приятно удивили сознательное отношение к учебной задаче и естественность и легкость, с какой маленькие еще дети обращались с разнообразными инструментами.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершении вчерашними школьниками сдается матрикуляционный, единственный общенациональный, экзамен. Для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе.

Вот и закончилась наша образовательная поездка. У нас есть время еще раз продумать, переосмыслить ту основу, на которой базируются общечеловеческие и культурные ценности. Конечно, есть свои плюсы и минусы, но ведь так и должно быть. Для каждой страны существует свой путь становления.

Для нас, команды финалистов конкурса «Педагог года», эта поездка стала прекрасным подарком! Мы получили незабываемые впечатления, педагогический опыт и общение с интересными людьми!

Елена ЖУКОВСКАЯ, учитель биологии Школы имени Н.М.Карамзина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте