search
main
0

Незабываемые эмоции

Год национальных культур

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия…
В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…

Борис Неменский

 

В эпоху расцвета высочайших информационных технологий происходит утрата человечеством накопленного на протяжении веков исторического опыта, традиций, которые передавались из поколения в поколение. Наблюдается дефицит знаний у взрослых и детей о народных культуре, традициях, быте. Часто современные дети не знают, как жили их предки, какими предметами и орудиями труда пользовались, какие праздники отмечали, в какие игры играли. В связи с этим в настоящее время наблюдается рост интереса к отечественной истории, к особенностям национальной культуры, истокам духовной культуры, народным ремеслам, фольклору.

Россия веками развивалась как многонациональное государство. В настоящее время в ней проживают более 190 народов, у которых свои язык, традиции, обряды – культура. Наша государственная политика направлена на обеспечение единства и целостности России, она предполагает формирование уважения к языку, культуре людей всех национальностей.

Наступивший 2022 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. В документе подчеркивается, что решение было принято «…в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издавна Россия славна своими культурными традициями, народными промыслами, традиционными символами.

Приобщение детей к народным традициям посредством ознакомления с традиционными промыслами, бытом народа, достижениями культуры, фольклором, народными играми является одной из первостепенных задач современной дошкольной педагогики.

В дошкольном детстве закладываются основы формирования личности. Обучение и воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества – одна из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования. Через приобщение детей к истокам народной культуры происходит их духовно-нравственное развитие, формируется общая культура личности, развиваются их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества.

Педагогическим коллективом нашего дошкольного отделения составлен комплекс мероприятий, направленных на приобщение детей к народным традициям, пополнены предметно-развивающая среда и методическое обеспечение.

Народная культура – это богатейший пласт для социального и художественного, речевого и эстетического развития детей. Она включена во все виды детской деятельности: игровую, познавательную, продуктивную, знакомство с народной культурой происходит в интеграции всех пяти образовательных областей.

Большой любовью у детей пользуются народные праздники. К ним они с удовольствием готовятся: разучивают песни, игры, хороводы, знакомятся с народным костюмом, вместе с родителями готовят наряды, угощения. В нашем дошкольном отделении традиционно проводятся рождественские посиделки, Масленица, осенины. На праздниках дети с удовольствием наряжаются в народные костюмы: девочки надевают кокошники и сарафаны, расписные платки, а мальчики – косоворотки. Участие в празднике, хороводы, яркие костюмы, народные игры вызывают у дошкольников яркие и незабываемые эмоции, формируют и развивают интерес к прошлому своего народа, воспитывая гордость за страну.

В этом учебном году предметно-развивающая среда дошкольного отделения пополнилась мини-музеями, где все экспонаты можно не только рассматривать, но и потрогать, взять в руки. Мини-музеи – это возможность расширения кругозора детей, ознакомления с удивительным миром предметов, историей их происхождения.

В мини-музее «Город мастеров» представлены изделия народных промыслов из Гжели, Дымкова, Жостова. «Город мастеров» – информационно-коммуникативная система, открывающая ребенку возможность первого соприкосновения с культурным наследием нашей страны.

В мини-музее «Русская изба» малыши могут ознакомиться с убранством русской избы, утварью, посидеть на домотканом коврике. Знакомясь с различными предметами домашнего обихода, их названиями и назначением, дети расширяют свой словарный запас за счет новых слов «изба», «сундук», «лавка», «чугун», «ухват», «печь». Мини-музей с предметами быта русского народа позволяет пополнить знания детей о быте и культуре предков, помогает прикоснуться к наследию русского народа.

Огромный потенциал культурного наследия заложен в народной игрушке. В настоящее время она используется в основном как сувенирная продукция, развивающая функция, к сожалению, утрачена. Для ознакомления детей с народной игрушкой организован у нас мини-музей «Народная игрушка». Здесь дети могут поиграть с такими игрушками, как русская матрешка, дымковская игрушка, совместно со взрослыми изготовить тряпичную куклу, сопровождая процесс творчества играми, потешками, сказками. В народных игрушках живет память наших предков. Современный ребенок при общении с такой игрушкой незаметно для себя соприкасается с культурой и традициями своего народа, узнает, во что играли его сверстники много веков назад, и при этом развивается, как и они когда-то.

При выборе содержания образовательной деятельности учитываем этнический состав наших воспитанников: русские, татары, армяне, мари, украинцы, башкиры и др. Дети знакомятся с народными костюмами, головными уборами разных народов (кокошник у русских, тюбетейка у татар), с удовольствием играют в подвижные игры (русские народные игры «Золотые ворота», «Краски», марийская народная игра «Бой петухов», украинская народная игра «Четыре стихии»). Конечно, помогают нам и родители наших дошкольников.

Современная образовательная деятельность немыслима без применения ИКТ-технологий. Приобщение дошкольников к культурному наследию народов происходит с применением презентаций, интерактивных игр, видеофильмов. Воспитанники подготовительной группы, ознакомившись с марийской народной сказкой «Огонь и человек», создали мультфильм, где показали, как огонь стал добрым помощником человека.

Таким образом, в нашем дошкольном отделении созданы условия для приобщения детей к культурному наследию народов. Знакомство с народными традициями, памятниками культуры помогает нам любить свой дом, свою страну, с уважением относиться к другим народам.

Наталья ДУЛГЕР, методист школы №293 имени А.Т.Твардовского;
Нина НИКОНОВА, воспитатель школы №293 имени А.Т.Твардовского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте