Сейчас многие родители и педагоги обеспокоены тем, что дети, по их мнению, стали крайне невнимательными, непоседливыми, им трудно сосредоточиться, например, на чтении книги или на восприятии излагаемого учителем учебного материала. Раньше старшеклассники могли за 2-3 присеста одолеть “Войну и мир”, а сегодня многим это произведение не под силу. В чем причины снижения устойчивости внимания у нынешних школьников?
Некоторые психологи указывают на НВГ – неустойчивость внимания с гиперактивностью. Но это качество врожденное, наследственное, к тому же не столь распространенное. Оно было, есть и, по всей видимости, будет. Сегодня же мы столкнулись с массовым явлением нарушения внимания. Значит, причины этого надо искать в изменившихся за последние годы условиях жизни молодежи.
Пища
Даже малейшее отравление человека, как известно, пробуждает в нем физическую активность. Это естественная, нормальная реакция организма – реакция самозащиты. Ведь в мышцах частично “сгорают” яды, попавшие в организм. А современные дети потребляют их в немалых дозах вместе, например, с кондитерскими изделиями, напитками с различными красителями, ароматизаторами.
Одежда
В результате трения одежды о наше тело, точнее кожу, генерируется электростатическое электричество – назовем его внешним. Если одежда выполнена из традиционных, натуральных, тканей, например из шерсти, то такое электричество давно “сработалось” с внутренним, т.е. электрическими импульсами, проходящими по нервной системе. А вот если одежда из современных синтетических тканей, то в этом случае согласованности и синхронности пока еще не достигнуто. Внешнее электричество приводит к сбою в работе внутреннего и держит ребенка в постоянном напряжении.
Многие родители и учителя, по-видимому, подсознательно понимают это, когда, например, делают детям такие замечания: “Что ты вертишься как наэлектризованный?!” А ведь он и действительно такой.
Телепродукция
Большинство фильмов, которые смотрят наши дети, – это боевики и ужастики. Фильмы такого рода пробуждают у зрителя биологические инстинкты: агрессии, разрушения, борьбы, преследования (погони), самосохранения (страха), мести и т.д. А разбуженные инстинкты, как известно, толкают к бурной активности, примерно такой, какая была у героев фильмов, поэтому наши дети постоянно находятся в возбужденном состоянии, как бы на взводе. Но чтобы сконцентрировать внимание на чем-то, надо вначале успокоиться, привести себя в психологическое равновесие.
Игра
Можно заметить, что в последние годы детей реже стали интересовать спортивные и сюжетно-ролевые игры. Все более их увлекает погоня друг за другом, когда преследущий настигнет преследуемого и между ними начинается борьба. Одним словом, не игра, а сплошная “погоня… в горячей крови”. Неудивительно, ведь дети воплощают в жизнь то, что постоянно видят на телеэкранах.
Игры такого рода тоже возбуждают детскую психику, тем более что они сопровождаются яркими эмоциями – криком, смехом. Бывает, что школьники на перемене так разыграются, что у педагога пол-урока уходит на то, чтобы их успокоить.
Что делать?
В принципе уже ясно из сказанного, что родителям необходимо: правильно кормить детей, одевать во все натуральное, ограждать их от просмотра агрессивных телефильмов и передач, воспитывать у них избирательное отношение к видеопродукции.
Педагогам же следует помнить, что внимание у детей обычно ослабляется к концу дня, поэтому младшим школьникам лучше учиться в первую смену. Трудные уроки, требующие высокой концентрации внимания (например математика), должны стоять в расписании вторым или третьим.
На переменах младшим школьникам можно разрешить поиграть. Все-таки “зарядившемуся” у телеэкрана ребенку нужна разрядка, иначе это пагубно скажется на его здоровье. А вот старшеклассникам рекомендую “разряжаться” в спортзалах или на спортплощадках. Согласитесь, бегущие друг за другом по коридорам школы рослые юноши и девушки – зрелище не из приятных.
Юрий ФИСИН,
старший научный сотрудник ИСПО РАО, кандидат психологических наук
Казань
Комментарии