search
main
0

Невеста 98 лет… и другие «приколы» гуманитарной недели

Гуманитарная неделя стала одной из традиций Школы космонавтики. Это мероприятие, требующее серьезной подготовки и усилий преподавателей русского языка и литературы, истории, психологии, проходит в школе с неизменным успехом, побуждает к интеллектуальной деятельности, вызывает интерес к изучению предметов гуманитарного цикла и направлено на развитие творчества учеников.

День первый

Первым серьезным испытанием были олимпиады по литературе, истории, обществознанию, английскому языку, психологии. Здесь могли проявить себя все курсанты с 7-го по 11-й класс с «антиматематическим» складом ума (лингвисты, юристы, гуманитарии…), участвовали и «академики» с «информатами». Олимпиады – вещь интересная и сложная. На некоторых из них кроме знаний можно было проверить и свою эрудицию, смекалку, свое везение, наконец. На других – победить за счет красноречия и умения отстаивать свое мнение. Но все-таки если знаний нет, то не поможет ничего. Победители олимпиад получили дипломы и «шишки» – валюту гуманитарной недели (впрочем, «шишки» достались всем участникам). Их можно было потратить в интеллектуальном казино и на аукционе.

День второй

Пришло время размяться на «гуманитарном марафоне». Тут-то наши умники и умницы проверили свои знания по литературе, истории, психологии и русскому языку сверх программы. Курсантов ждали задания на эрудицию и сообразительность. Ребята разбились на команды и,получив «бегунок» с номерами кабинетов, помчались покорять вершины знаний. Кроме эрудиции и смекалки нужно было быть и быстроногими: марафон как-никак. С честно заработанными «шишками» каждый школьник двинулся навстречу новым испытаниям.

День третий

И вот долгожданный универсал-турнир! Собрались умники и умницы. Людей посмотреть и себя показать! Команды расселись за игровые столы. Задания были интересные, но сложные. Во время турнира каждый открыл для себя много нового. Наверное, все теперь усвоили, что лошадь не может сломать ключицу за ее отсутствием, узнали, почему про лысого говорят, что ему Бог дал второе лицо, выяснили, что мозг не отторгается организмом и не подвержен воздействию иммунной системы… Каждая команда получила «шишки», а победители – еще и торт. На турнире ребята проверили свои способности и скорость мышления.

День четвертый

В школе состоялось «антинаучное» действо: курсанты представили свои доклады на самые различные сумасбродные темы и путем философских размышлений и неопровержимых аргументов доказали нам, любопытным слушателям, новые сногсшибательные истины. Выступления участников оценивал антинаучный совет конгресса по следующим критериям: новизна и актуальность темы, умение грамотно, по-научному преподнести материал, эффектность подачи материала и, наконец, воздействие на зрителей (учитывалась реакция слушателей). 16 «ученых» представили десять работ. Так, благодаря конгрессу мы узнали, что наша Школа космонавтики, в частности общежитие, – зона аномальных явлений, практически ничем не уступающая Бермудскому треугольнику. У нас, оказывается, хоть отбавляй различных неопознанных летающих объектов, имеется в наличии и «черная дыра», которая «засасывает» ручки, учебники и прочие мелкие вещички школьного обихода. В другом докладе юные исследователи поведали, что человечеству грозит целый выводок летающих Винни Пухов, которые на протяжении многих лет предпринимают активные военные действия в борьбе за мед.

Следующий доклад был посвящен теме «Уровень волосатости на ногах как показатель восприятия любовной лирики». Густая растительность на мужских ногах, по словам «ученого», оказывает непосредственное влияние на лирические нотки в характере мужчины: «Отдельно взятый волосок – это своеобразная антенна, притягивающая к себе электроны, импульсы от которых подаются сначала в спинной, а затем в головной мозг, приводя тем самым умственную деятельность человека в возбуждение». Практически у всех лириков всех времен и народов были волосатые ноги. Остальные доклады были не менее интересными.

День пятый

В конце сложной и напряженной недели перед курсантами распахнуло свои двери интеллектуальное казино, где они могли приумножить свое «богатство» или, наоборот, проиграться в пух и прах. Игрокам были предоставлены разные развлечения: игра в кости, камушки, исторический покер, работал «тотализатор» – задавались вопросы о музыке, живописи, литературе. За самым шумным столом собрались желающие узнать свое будущее, здесь «цыгане» и «цыганки» гадали по ладони и на кофейной гуще. Работал бар, где курсанты могли приобрести прохладительные напитки и «вкусняшки» за ими же заработанные «шишки».

День шестой

Итогом гуманитарной недели стал аукцион. Дипломы победителям вручены – начинается феерическое действо. Как из рога изобилия, сыплются шоколадки, календарики,лошадки, брелочки… Организаторы гуманитарной недели казались настоящими фокусниками и волшебниками: курсанты тщетно пытались угадать очередной приз. Но ничего не дается даром: за все нужно было платить «шишками», заработанными во время олимпиад, конкурсов, турниров. Те, кого не интересовали милые, забавные мелочи, могли приобрести «халяву» – право на законный прогул урока. Особым спросом пользовались пятерки по гуманитарным предметам. Несколько курсантов «купили» право присвоения кабинетам литературы их имени. Теперь таблички с фамилиями будут красоваться на дверях классов до следующего года. Один из курсантов приобрел законную возможность получить признание в любви (заверенное подписью директора и печатью школы) своей учительницы. Наконец и четырехчасовой аукцион окончен. Пора начать подготовку к новой гуманитарной неделе.

Приложение №1

Задания к «Гуманитарному марафону»

Литература

Задание №1

1. Кто из русских писателей и поэтов изображен Игорем Северяниным в следующих строках?

1) Он в жизнь вбегал рязанским

простаком,

Голубоглазым, кудреватым,

русым,

С задорным носом и веселым

вкусом,

К усладам жизни солнышком

влеком.

2) Сласть слез соленых знала

Изергиль,

И сладость волн соленых впита

Мальвой.

Под каждой кофточкой,

под каждой тальмой –

Цветов сердец зиждительная

пыль.

3) Он тщетно на земле любви

искал:

Ее здесь нет. Когда же свой

оскал

Явила Смерть, он понял –

Незнакомка…

4) Писатель балаклавских

рыбаков,

Друг тишины, уюта, моря, селец,

Тенистой Гатчины домовладелец,

Он мил нам простотой

сердечных слов…

5) Измученный в хождениях

по мукам,

Предел обретший беженским

докукам,

Не очень забираясь в облака,

Смотря на жизнь, как просто

на ракиту,

Бесхитростно прекрасную, Никиту

Отец не променяет на века…

5) Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства

Удел – до святости непоправим.

Задание №2

«Псевдонимы»

Многие писатели подписывали свои произведения не собственным именем, а псевдонимом. Слово «псевдоним» греческого происхождения и означает «ложное, вымышленное имя».

1) Каково настоящее имя выдающегося французского писателя и философа Вольтера?

2) Назовите настоящее имя и фамилию известного американского писателя Марка Твена, автора знаменитого «Тома Сойера».

3) Назовите настоящую фамилию еврейского писателя Шолом-Алейхема.

4) «Анна Ахматова» – псевдоним русской поэтессы. Назовите ее настоящее имя и фамилию.

5) «Козьма Прутков» – коллективный псевдоним, под которым совместно писали несколько авторов. Назовите их.

6) Кто из выдающихся русских писателей подписывал свои ранние произведения Ч.Б.С. – «Человек без селезенки»?

7) Основоположник русской детской поэзии ХХ века, автор популярных сказок «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Айболит» – Корней Иванович Чуковский. Но это псевдоним. Назовите настоящую фамилию писателя.

Задание №3

Современному читателю имя графа Хвостова известно, вероятно, лишь потому, что оно встречается в стихах и эпиграммах А.С.Пушкина.

Однако не все знают, что граф Дмитрий Иванович Хвостов (1757-1835) был уважаем многими современниками (среди его друзей были Державин и Крылов), что его эпиграммы занимают видное место в истории этого жанра.

Наши вопросы связаны с одной из этих эпиграмм. Вот она:

Две трапезы

Кричит какой-то стиходей,

На праздник пригласил

премножество людей:

«Я две трапезы дам для милых

мне гостей –

Сперва духовную,

потом плотскую».

Сказали гости все:

«Мы будем на вторую!»

Поскольку эпиграмма эта написана еще в ХVII веке (в 1780 году), она требует некоторых пояснений.

Трапеза – это обед или ужин в монастыре. Слово трапеза восходит к греческому слову, обозначавшему «стол». Почему «две трапезы», понятно: «духовной трапезой» (ср. выражение пища духовная) наш «стиходей» называл скорее всего чтение собственных стихов (для этого он и собирал гостей), после чего должна была следовать «трапеза плотская» («плотский» – «телесный») – роскошный обед или ужин. Слово стиходей расшифровать нетрудно: первый корень стих – + о + второй корень – дей («делающий», от той же основы, что и «делать»).

Вопросы

В стихотворениях Хвостова поэт – это обычно творец, певец, пиит (часто с большой буквы), любитель муз… А здесь, в эпиграмме, вдруг – стиходей. Почему? Какую смысловую и эмоциональную окраску имеет это слово? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст эпиграммы. Зачем автор эпиграммы придумал это слово?

Вспомните другие слова русского языка (два-три), соответствующие словообразовательной модели, которая использована при создании слова стиходей.

Задание №4

А. Дюма «Три мушкетера»

1) Первая глава знаменитого романа называется «Три дара господина Д’Артаньяна-отца». Назовите три вещи, которые подарил отец Д’Артаньяну.

2) Портос нашел для Д’Артаньяна слугу Планше, мушкетеру понравилось то, чем занимался Планше на мосту Ла-Турнель. По мнению Портоса, такое занятие свидетельствует о склонности к созерцанию и рассудительности. Что же делал на мосту Планше?

3) Назовите имя вдовы прокурора, на которой женился Портос.

4) Как назывался монастырь, в котором скрывалась от преследователей Констанция Бонасье?

5) ХХIХ глава романа называется «Что происходило в Портсмуте 23 августа 1628 года». Итак, что же случилось в Портсмуте 23 августа 1628 года?

6) В какое офицерское звание произвел Д’Артаньяна кардинал Ришелье своим указом?

Задание №5

Что ответил великий?

Попытайтесь догадаться, какой шуточный ответ дали великие мира сего, или самостоятельно придумайте остроумную концовку к предложенным историям.

Пример. Однажды Александр Дюма-отец вернулся с праздничного обеда домой, и сын спросил его: «Ну как там было – весело, интересно?» «Очень, – ответил Дюма, – но если бы меня там не было, я бы умер со скуки».

Конкурсные истории

1) Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было всего четыре подписчика.

Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу: …

2) Однажды Михаил Булгаков пришел в редакцию журнала, где были Маяковский и другие поэты и писатели. Булгаков сказал: «Мне для пьесы нужно придумать фамилию персонажа, такую, чтобы сразу чувствовалось: ученый и в то же время – плохой человек. И было бы смешно».

Маяковский с ходу предложил: …

3) Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день в своей газете он поместил ответ: …

Ответы на вопросы гуманитарного марафона

1) С. Есенин;

2) М. Горький;

3) А. Блок;

4) А. Куприн;

5) Алексей Николаевич Толстой;

6) А. Ахматова.

Задание №2. «Псевдонимы».

1) Франсуа-Мари Аруэ;

2) Самюэль Ленгхорн Клеменс;

3) Рабинович;

4) Анна Горенко;

5) Алексей Константинович Толстой, братья Алексей Михайлович и Владимир Михайлович Жемчужниковы при участии Александра Михайловича Жемчужникова;

6) А.П.Чехов;

7) Корнейчуков.

1) Слово «стиходей» употреблено здесь в значении графоман, т.е. перед нами человек, знающий версификацию, но не имеющий поэтического таланта.

2) Слово «стиходей» имеет негативную окраску, это подтверждает общий смысл стихотворения, отношение приглашенных гостей к творчеству хозяина дома, а также слова, употребляемые автором стихотворения вместе со словом «стиходей»: «Кричит какой-то стиходей…». Слово «стиходей» помогает автору сразу же обозначить, что перед нами не творец, а просто человек, умеющий составлять вместе рифмованные строчки.

3) Прелюбодей, лицедей, лиходей.

Задание №4. А. Дюма «Три мушкетера».

1) Коня, деньги (15 экю), письмо капитану мушкетеров де Тревилю.

2) Планше плевал в воду и разглядывал образовавшиеся круги.

3) Госпожа де Кокнар.

4) Бетюнский монастырь.

5) Был убит Бекингем.

6) Лейтенант мушкетеров.

Задание №5. Что ответил великий?

1) Только бы это был не наш подписчик.

2) Тимирзяев.

3) Обычно я получаю письма без подписи, вчера я впервые получил подпись без письма.

Приложение №2

Вопросы к универсал – турниру

Участники распределяются по командам. Количество человек в команде – от 3 до 15. Каждая команда готовит 20 листочков со своим названием. Ведущий зачитывает вопрос, команда в течение одной-двух минут должна сдать написанный на листочке ответ.

1. Кого из титанов Древней Греции можно считать коммунистом? (Прометея).

2. Почему костюм Санта Клауса красно-белого цвета? (По цветам компании «Кока-кола»).

3. Назовите крупный орган человеческого тела, условно чужеродный для собственного организма, так как на него не распространяется действие иммунной системы. (Мозг).

4. Для моделирования движений динозавров в одноименном фильме снимали очень распространенную птицу, потом обрабатывали изображение на компьютере и получали образ «ужасного ящера». Что это за птица? (Курица).

5. У Наполеона был очень дорогой столовый прибор, изготовленный из редчайшего металла. Как назывался этот металл? (Алюминий).

6. В Китае считали, что эти люди настолько умны, что Бог наградил их вторым лицом. Что это за люди? (Лысые).

7. Название местности, в которой есть Пик самоубийц, Каньон гибели, Плато отчаяния? (Долина Смерти США).

8. Какая религия отрицает бессмертие души? (Буддизм).

9. Что значит «кануть в Лету»? (Быть забытым всеми).

10. На что надевают драгоценный фемуар? (На шею).

11. Фамилия Ивана Грозного. (Рюрикович).

12. В чем свинья конкурент спаниелю? (Тонкое обоняние).

13. Угол в 2 градуса рассматривают в лупу, увеличивающую в четыре раза. Какой величины покажется угол? (2 градуса).

14. Почему сельских жителей называют крестьянами? (Искаженное «христианин»).

15. Когда цветет мох? (Никогда).

16. Имена античных близнецов, обязанных жизнью волчице, статуя которой стоит в столице Италии. (Рем и Ромул).

17. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго).

18. Как звали отца Змея Горыныча? (Горын).

19. Китайцы называют это «джей-джу», от этого названия произошло название маргарина и перловой каши. Что это? (Жемчуг).

Приложение №3

Вопросы для интеллектуального казино

1. Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

2. Назовите все океаны на нашей планете. (Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый).

3. Назовите континенты Земли. (Азия, Америка, Африка, Антарктида, Европа, Австралия с Океанией).

4. Назовите четыре самые высокие горные системы на Земле. (Гималаи, Альпы, Кордильеры, Восточно-Африканское плоскогорье).

5. Назовите три крупнейшие пустыни на Земле. (Сахара, Гоби, Ливийская).

6. Назовите самые длинные реки на Земле. (Нил (6671 км), Миссисипи (6420), Амазонка (6400), Янцзы (5800), Обь (5410).

7. Назовите крупнейшие озера на Земле. (Каспийское море – 371000 кв. км, Верхнее – 82400, Виктория – 68000).

8. Что такое «загадка Сфинкса»? (Очень трудный вопрос. Эдип, Фивы).

9. Что такое «сизифов труд»? (Бесполезный труд).

10. На каком языке писалась Библия? (Ветхий Завет – на древнееврейском, Новый Завет – на древнегреческом).

11. С какого события начинается современное летосчисление? (С рождения Христа).

12. Учение Христа изложено в Евангелиях. Как переводится это слово? («Благая весть»).

13. С каким событием в жизни еврейского народа связан праздник Пасхи и какое новое значение приобрел он у христиан?

(Ветхозаветная пасхальная трапеза первоначально была праздничным ужином («вечерей») в память освобождения евреев от египетского рабства. Слово «пасха» означает «прохождение мимо», «переход». Христиане в воскресении Христовом, Пасхе видят переход от смерти к жизни).

14. Где родился Христос? (В Иудее, в городе Вифлееме).

15. С чем связан обычай украшать на Рождество елку звездой? (С вифлеемской звездой).

16. Кому из учеников на Тайной вечере Иисус сказал: «Не пропоет петух, как отречешься от меня трижды»? (Петру).

17. Что означает выражение «кесарю кесарево»? (Воздавать каждому по заслугам).

18. Кто сказал: «Победить врага малой кровью» и «бить врага на его территории»? (К. Ворошилов за 6 лет до начала ВОВ).

19. Кто сказал: «Нам бы только ночь простоять да день продержаться»? (А. Гайдар примерно в те же годы более трезво оценивал наши военные перспективы).

20. Кто сказал: «Восток есть Восток, Запад есть Запад. И им никогда не сойтись»? (Р. Киплинг).

21. Кто сказал: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью и моралью»? (А. Гитлер).

22. Кто сказал: «Лучшее – враг хорошего», «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать», «Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказать его»? С этим человеком искали дружбы едва ли не все монархи Европы. (Вольтер).

23. Этот год начался в СССР юбилеем главы партии и правительства, награжденного званием Героя Советского Союза, и завершился тем, что тот же деятель был отправлен на пенсию «по состоянию здоровья». Какой политический деятель имеется в виду и в каком году это произошло? (Хрущев, 1964).

24. Это сооружение знаменито прежде всего ошибкой, допущенной архитекторами и строителями при его возведении. Галилей с помощью опыта, проведенного и на этом сооружении, доказал, что скорость падения не зависит от веса падающего тела. И тем не менее самим фактом своего существования это сооружение как бы опровергает закон всемирного тяготения. (Пизанская башня).

25. У этого московского храма два названия, причем более известное он получил по имени монаха, погребенного у его стен. Повод для строительства – завоевание мусульманской твердыни, совершившееся в течение 8 дней. Оттого храм и состоит из главной церкви и 8 придельных. Дважды собор пытались взорвать (в 1812-м и в 1936-м), с него снимали на переплавку колокола, а последний его настоятель был расстрелян. Регулярных богослужений в нем нет до сих пор. (Храм Василия Блаженного – Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву).

Приложение №4

Задания для интеллектуального казино. «Гуманитарная» математика.

Когда кошка Мурка узнала,что в морковке содержится столько же витаминов, сколько в 5 мышах, она перестала есть мышей и увлеклась морковками. Обычно Мурка съедала по 30 мышей в месяц. Сколько морковок в неделю нужно съедать кошке Мурке, чтобы получать прежнее количество витаминов? Будем считать, что в месяце 30 дней. (1,4 морковки).

Корабль отошел от берега, два часа прошел со скоростью тридцать километров в час и утонул. Капитан со своей командой и пассажирами поплыли домой. Капитан и его команда вылезли на берег через 10 часов после кораблекрушения, а пассажиры добирались до суши на пять часов больше. С какой скоростью плыл домой капитан со своей командой и с какой скоростью плыли пассажиры? (6 км/ч. – скорость капитана, 4 км/ч. – скорость пассажиров).

В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по триста пятьдесят семь кочек, на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич в поисках своей невесты? (12 852 лягушки).

В двух кабинетах литературы висели портреты писателей. В первом кабинете висело 7 портретов писателей с усами и 9 без усов. А во втором кабинете – 9 портретов писателей без усов и семь с усами. Прилежные ученики всем безусым в первом кабинете пририсовали усы, а во втором кабинете стерли все усы с портретов усатых писателей. Сколько теперь всего усатых портретов и сколько безусых? (16 усатых, 16 безусых).

Коля мечтает о шоколадке, длина которой 2 метра, а ширина – 1 метр. А Тема мечтает о шоколадке такой же длины, но втрое большей площади. На сколько метров ширина шоколадки, о которой мечтает Тема, длиннее длины? (На один метр).

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы? (98 лет).

Петя составил про своих друзей задачу: «Мои друзья пришли в зоопарк тремя группами по 12 человек в каждой. Все собрались у клеток с тиграми и стали этих тигров дразнить. В зоопарке было 7 клеток с тиграми, по 6 тигров в каждой клетке. Все тигры «раздразнились», выскочили из клеток и проглотили моих друзей. Узнай, скольким тиграм не досталось друзей, если известно, что в одном тигре помещается не больше одного друга». (6 тиграм не досталось друзей).

40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек молча готовились к самому худшему, восемнадцать бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными и начали нажимать все кнопки подряд и кричать «Помогите!» Сколько процентов нервных бабушек застряло в лифте? (5%).

40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидели по две бабушки. Сколько всего было мотоциклов? (19 мотоциклов).

Галина НАЗАРЕНКО, учитель русского языка и литературы Школы космонавтики г. Железногорска Красноярского края, участница конкурса «Сто друзей»

. .. .. к универсал – турниру для интеллектуального казино

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте