search
main
0

Невероятные встречи и фокусы, преобразившие реальность

Послеконкурсное движение набирает обороты

Дождались. Очередное образовательное событие свершилось! И вновь объединились «Учительская газета», Общероссийский профсоюз образования и учителя года России. Конференция «Школа в фокусе. Фокусы в школе». Самарский клуб учителей года «Просвещенный пеликан» стал инициатором этого грандиозного события, в котором приняли участие более 3000 педагогов практически из всех регионов России и из других стран. Еще шли выступления на методических треках, а в чате можно было прочитать отзывы: «Спасибо большое, что мне, учителю из глубинки, удалось увидеть мэтров нашей отечественной педагогики. Это так здорово – насытиться приемами и получить заряд энергии от педагогов с большой буквы!»

Началось все необычно. Организаторы не ожидали такой массовой аудитории, но были готовы к любому развитию событий. Трансляция одновременно шла на двух платформах – Zoom и YouTube. «Я всегда мечтала, чтобы была площадка, способная объединить учителей-практиков из разных регионов и даже из разных стран, но встретиться очно очень сложно. Попасть на конференцию, которая проходит за тысячи километров от твоего города, стало возможным только сейчас, когда мы все вынуждены были несколько месяцев осваивать дистанционные технологии», – обратилась к участникам конференции Елена Смит, директор общественной организации «Самарская международная школа». Ее мысль продолжила Светлана Ильина, главный организатор онлайн-конференции, директор гимназии №3 Самары, которая в 2018 году стала победителем конкурса «Успешная школа». Светлана Сергеевна, человек творческий и одержимый, учредила несколько лет назад областной клуб «Учитель года Самарской области». В новом проекте, отметила она, и появляется возможность обмена опытом учителей-предметников с минимумом формализма и максимумом полезных идей, а главное, что в этом принимают участие лауреаты, победители региональных и федеральных финалов конкурса «Учитель года».

К участникам конференции обратилась Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук. Она рассказала о том, как газета уже с первых лет (начиная с 90‑х) развивала конкурсное движение и сегодня активно поддерживает все то, что связано с ним. Это событие Ирина Георгиевна назвала новым витком в жизни после конкурса, позволяющим активно использовать его ресурс, создавая неформальные методические объединения, предметные сообщества для рождения новых инициатив, реформирования прежней, во многом устаревшей системы методической работы, что признает и само Министерство просвещения РФ, что реально ощущают в своей практике наши учителя. Креативный профсоюзный лидер, заведующая отделом по связям с общественностью Общероссийского профсоюза образования, председатель счетной комиссии конкурса «Учитель года России» Елена Елшина своим выступлением и видеороликом нацелила конференцию на хорошие результаты.

Примечательно и удивительно, но пандемия помогла превратить конференцию в международную площадку по обмену опытом, где финалисты и победители конкурса «Учитель года» делились своим мастерством с учителями мира. Трансляцию конференции в YouTube смотрели 3670 педагогов, причем не только из России (от Камчатки до Калининграда), но и из Беларуси, Тайваня, Казахстана, США, Сирии, Франции, Эстонии, Германии, Японии, Австралии. Перед их глазами прошел настоящий парад современных и эффективных методических приемов.

Сразу после пламенных и зажигательных речей началась пленарная часть. Сколько идей, интересных приемов и находок продемонстрировали выступающие! Среди них – Рафаэль Файрушин, учитель физики из гимназии №3 города Самары, победитель окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области»-2020, Наталья Капоткина, учитель английского языка, победитель окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области»-2020, из города Тольятти, ее коллега по предмету Екатерина Голякова из частной школы «Эврика», победитель международного конкурса Inspiring Teachers, Наталья Дунаева, учитель русского языка и литературы из Сызрани, финалист конкурса «Учитель года Самарской области»-2020. В чате один из зрителей написал: «Спасибо большое, исписал полблокнота! Теперь надо всю информацию переварить. Столько интересного материала!»

Мы гуманитарии!

Сразу после пленарного заседания заработали онлайн методические объединения по четырем предметным трекам. Еще задолго до начала мероприятия в соцсетях особый интерес вызвало то, что руководителем методобъединения учителей русского языка будет Михаил Нянковский, лауреат Премии Президента РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1994, директор книжного издательства «Академия 76». Кто-то вспоминал его мастер-классы по творчеству Некрасова, другие делились эмоциями о своем знакомстве с Михаилом Александровичем на конкурсе «Учитель года». Пришло немало откликов на выступления педагогов из Тюменской области: на мастер-класс «Приемы арт-педагогики при изучении орфоэпических норм» Светланы Велимирович, призера областного конкурса «Учитель года»-2016, на совместную педагогическую мастерскую, которую представили Ольга Смолина, преподаватель русского языка и литературы из Тюменского президентского кадетского училища, призер конкурсов «Учитель года Тюменской области»-2010, «Учитель года Тюменской области»-2015, и Александр Смолин, преподаватель математики из этого же образовательного учреждения, лауреат конкурса «Учитель года России»-2014.
Проблема реализации метапредметного подхода и межпредметных связей на уроке (опыт интеграции математики, русского языка, литературы), затронутая ими, – интересный поиск ответов на вечные споры между лириками и физиками. Мир един, и наши дети должны осознать его целостность, взаимосвязь различных явлений, почувствовать гармонию в природе и во всем, что их окружает. Кто-то в чате написал: «Сколько позитивного и интересного материала, сколько спорных приемов, но так хочется попробовать применить их на практике!»

У председателя методического объединения по английскому языку Марии Ахапкиной, учителя английского языка гимназии «Пущино» из Московской области, победителя конкурса «Учитель года России»-2015, автора концепции и куратора курса LTC English цифровой платформы ОБРАЗОВАРИУМ, каждый урок, каждый мастер-класс раздвигает Вселенную. И в этот раз не осталось равнодушных зрителей, когда она демонстрировала элементы театральной педагогики в образовательном пространстве. Продолжили марафон Елена Смит, показывая педагогические «фокусы» в Zoom на уроке английского языка, Наталья Капоткина, представляя опыт создания коллажей на основе текстовой информации.

Научные, но нескучные

Естественно-научный цикл был представлен физикой и химией. В настоящее время основной проблемой науки является борьба с фейками и лженаучными теориями, которые туманом окутывают всех от мала до велика. О задачах и перспективах, о злободневных вопросах и новых подходах в преподавании научных дисциплин и шла речь на методических объединениях. «Учитель химии в современной школе. О чем мечтать? К чему стремиться?» – с этих вопросов начала свой разговор председатель этого методического объединения Людмила Левина, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе», кандидат педагогических наук. Свои мастер-классы показали учитель химии и директор 29‑й самарской школы Ирина Атапина, победитель конкурса в Самарской области в 2012 году, а также Асем Шукурова из школы №1 села Большая Глушица Самарской области, которая в этом году одержала победу на конкурсе в своем регионе и будет представлять его на федеральном этапе.
Председатель методического объединения по физике Алла Волкова, учитель информатики и физики, заместитель директора гимназии №12 Липецка, которая в 2015 году вошла в число пяти победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России», поделилась опытом дистанционного обучения, показала учителям оригинальные приемы и формы работы.

Я озвучил вопросы по интеграции физики с предметами естественно-научного цикла, поскольку отношу ее к числу самых важных и востребованных в современном образовании. Мастер-класс «3D-экскурсия как одна из форм проведения уроков в трансформируемом пространстве» показал Сергей Терехов, учитель физики школы из Заводоуковского городского округа Тюменской области, победитель регионального конкурса «ИТ-Актив»-2020.

На круглом столе по итогам первой знаковой конференции «Школа в фокусе. Фокусы в школе» спикеры обменялись мнениями о целесообразности неформального общения российских и зарубежных коллег в режиме международных онлайн-конференций, которые открывают новые возможности для обсуждения методических и других профессиональных проблем, позволяют учителям вместе искать новые пути их решения. Мнение было единогласным: таким встречам быть! В ходе дискуссии возникли идеи о проведении, например, смежных методических объединений для педагогов естественно-научного направления. Антонина Гудкова, председатель Самарского обкома Профсоюза работников народного образования и науки, предложила сделать акцент на углубленной работе с компетенциями в предметных областях. Прозвучал вариант проведения междисциплинарных методических объединений, на которых можно демонстрировать применение известных общепедагогических технологий, но в разных предметных областях.

Послеконкурсная жизнь продолжается. Спасибо всем организаторам, спикерам и педагогам! Отдельное – Светлане Ильиной! Денис Рочев, учитель года из Ленинградской области, написал в чате такие слова: «Светлана, я сегодня смотрел на тебя во время пленарки и думал: только увлеченный, неравнодушный, стремящийся поделиться опытом учитель, вместо того чтобы проводить субботу с семьей, работает во благо всей педагогической России! Восхищаюсь!»

Андрей СЕМКЕ, учитель физики и астрономии, доцент кафедры управления образовательными системами Института развития образования Краснодарского края, финалист конкурса «Учитель года России»-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте