search
main
0

Неувядаемая роза

Учитель открывает двери…

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Ричард Олдингтон

Путь, который предстоит пройти каждому человеку в жизни, является непростым. Как найти профессию, которой захочется заниматься всю жизнь? Как выбрать ценности, которые смогут отразить личную позицию? Как не потеряться в мире среди бесконечного информационного потока? Как найти себя в жизни? Вопросы эти невероятно сложны для каждого человека, еще сложнее ответить на них ребенку.

 

Быть учителем – это совершенно странная профессия, каждый раз я ловлю себя на мысли, что для того, чтобы быть учителем, им, кажется, нужно не быть. Нет, не поймите меня превратно. Дело в том, что, будучи учителем, мне каждый раз приходится быть учеником: открывать новое в сфере тех предметов, которые я преподаю, удивляться находчивости учеников и их идеям, до которых самому бывает не так просто дойти. Место учителя, как мне кажется, – это не место знающего взрослого человека, на стороне которого находится большая часть правильного и верного учения, с такой позицией бессмысленно учить, ведь здесь не найдется места для изобретательности. Для меня место учителя – это место проводника, спутника, который порой, ведя и увлекая в мир знаний, способен сам стать тем, кто следует за учеником.

Учитель только отрывает двери ученику, безусловно, так и есть. Но хочется задаться вопросом, в какую сторону они открываются? Великий датский философ Серен Кьеркегор на вопрос о том, в какую сторону открываются двери к счастью, отвечал, что на себя. Этот ответ кажется невероятно интересным и точным, поскольку, задаваясь вопросами о том, как заинтересовать ученика или как привить ему любовь к собственному предмету, мы приходим к выводу, что возможно это только через себя. Ни для кого не секрет, что бегут к дверям того учителя, который способен сам радоваться тому, что он делает. Желание учиться – это всегда желание другого. Другим в данном случае выступает учитель. Именно он способен пробудить желание знать, и это непростая задача, о которой много размышляют, пытаются найти выстроенные и точные методики, но, к счастью или сожалению, каждый учитель только через себя и свою историю способен совершить это непростое, но невероятное важное событие для ученика – создать желание знать. Быть учителем – это каждый раз открывать двери в мир, в котором он становится незнающим. Это удивительный парадокс: кто учит знанию, сам должен что-то не знать. Хотя вернее будет сказать – не делать из себя знающего.

На уроки приходят разные ученики, и если учитель делает поспешные выводы, то он может загубить талант ребенка. Ведь не всегда, если на уроке не отвечают, не знают, молчат, нечего сказать. Оставляя место для каждого ученика, для его способностей, учитель показывает свое умение эти способности не загасить. Ведь как часто злую шутку с нами играют собственные размышления и всезнание о том, как бывало в прошлом классе, что я видел это у коллег и др. В этом настоящее мастерство учителя – не сравнивать, не думать, а оставлять место, в котором ученик может раскрыться. И вот это-то я и называю «открыть двери на себя». Заняться в первую очередь преподаванием себя, лишь после этого возможно открыть двери для кого-то другого, но открывается она только на себя.

После этого открывается тот самый путь, где ведущий и следующий все время меняются местами. Учитель способен на этом пути раскрыть возможности ученика, показать то, на что он способен, придать уверенность. Ведь открытую дверь еще важно найти в самом ученике, а дети, вы, конечно же, знаете, не спешат ее открывать кому угодно. Так что учителю нужно запастись терпением. В потрясающей книге норвежской писательницы Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда бывала львом» я нашел невероятно важные слова для своей работы. Она писала: «Даже самый прекрасный розовый куст в январе становится похож на кучу хвороста с растопорщенными шипами. Так уж устроены розы. Единственное, что нам нужно помнить, глядя на этот куст, – в этот момент нельзя принимать важные решения или судить о его достоинствах. Потому что роза, которая в зимнее время, казалось бы, так и просится в компостную кучу, летом может обернуться воплощением благоуханной красоты». Необходимо только разглядеть или дождаться эту красоту. Открытая дверь в жизни ученика стоит, кажется, всей нашей работы.

Когда-то давно мне приснился сон. Я стою в комнате со множеством дверей и не знаю, какую из них выбрать. Я подхожу к каждой из них и, не открывая, чувствую разное: и холод, и страх, и безумный трепет. И вот одна из них открылась прямо на меня. Я зажмурился, потому что комната была полна света, словно сто тысяч солнц светило в меня или даже через меня. Все тело обдало теплом, и навстречу мне вышел какой-то странный старец. Он меня заинтересовал своим теплом, приятным видом доброго и вежливого человека, легкой улыбкой и каким-то понимающим и открытым взглядом. Мне захотелось последовать за ним. Я проснулся. Если честно, вспоминая данный сон, а я давно о нем уже не вспоминал, только сейчас, когда пишу, понимаю его значимость в контексте своей работы. Кажется, работа учителя очень похожа на того старца из сна. За таким хочется последовать. Но только сам учитель может открыть дверь к себе, дверь способностей внутри ученика, дверь к вере в то, что работа получится. И тогда ответы на сложные вопросы действительно найдутся.

Евгений ПЫХТИН, учитель химии и биологии школы №1257, победитель конкурса «Старт в педагогику»-2022

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте