26 октября в Москве состоялось заседание Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России. Лидер ФНПР Михаил Шмаков и члены Генсовета в своих выступлениях дали отрицательную оценку антикризисной политике финансово-экономического блока Правительства РФ, в результате которой продолжаются стагнация промышленного производства, сдерживание роста заработной платы, сокращение доходов населения, падение оборота розничной торговли, увеличение количества бедных в стране. Особую тревогу профсоюзов вызывает низкая заработная плата работников бюджетной сферы.
В заседании приняли участие члены Генерального совета ФНПР от Общероссийского Профсоюза образования – заместители председателя профсоюза Вадим Дудин и Михаил Авдеенко, а также член Контрольно-ревизионной комиссии ФНПР заведующая финансовым отделом аппарата профсоюза Наталья Лебедева.Михаил Васильевич Авдеенко в своем выступлении остановился на вопросах, которые являются наиболее актуальными для пяти миллионов работников сферы образования: оплата труда и реализация Указа Президента РФ №597.Среди негативных тенденций конца 2015‑го – начала 2016 года заместитель председателя профсоюза отметил сокращение заработной платы у разных категорий работников в 18 субъектах РФ, задержки с ее выплатой, наблюдавшиеся в 12 регионах. А также резкий рост потребительских цен в 2015 году, который по данным Росстата составил 13%.Михаил Васильевич сообщил о том, что в целом по Российской Федерации по итогам 1‑го полугодия 2016 года по отношению к 1‑му полугодию 2015 года отмечена положительная динамика средней заработной платы по всем категориям педагогических работников, вошедших в майские указы президента. В частности, у педагогов общеобразовательных организаций она выросла на 3% (1083 рубля), дошкольных образовательных организаций – на 3,7% (1007 рублей), организаций дополнительного образования детей – на 3,1% (907 рублей), у преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования – на 4,3% (1373 рубля), преподавателей высшей школы – на 8,6% (4291 рубль).Однако за последние 12 месяцев только у преподавателей вузов прирост средней заработной платы превышает рост потребительских цен за данный период. По остальным категориям педагогических работников он практически в два раза ниже инфляции.Что касается педагогов дошкольных учреждений и организаций дополнительного образования детей, целевые показатели, установленные на 2016 год Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, в целом по Российской Федерации не достигнуты, отклонение превышает 5%.Анализируя ситуацию с реализацией указов Президента РФ в 2016 году, важно учитывать, что оценка их выполнения осуществляется в условиях изменения методики расчета средней заработной платы (среднего дохода от трудовой деятельности), которое привело к техническому (искусственному) занижению целевых показателей, используемых в качестве ориентиров при повышении зарплаты педагогических работников.Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что и в 2017 году (уже третий год подряд!) не предполагается индексировать расходы на оплату труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и, следовательно, не планируется индексация аналогичных расходов, финансируемых из бюджетов других уровней.Предполагаемое увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 5,2%, по мнению профсоюза, практически не скажется на увеличении заработной платы работников образования из числа инженерно-технического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в связи с ростом потребительских цен и приведет к дальнейшему понижению уровня покупательной способности их заработной платы, вызовет отток кадров, обеспечивающих сопровождение учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, послужит реальным препятствием выполнению задачи повышения качества образования.Михаил Авдеенко подчеркнул, что говорить о проблемах заработной платы в отрыве от анализа финансового положения субъектов РФ, особенно учитывая их долговую нагрузку, вряд ли возможно. Тем более что финансирование системы образования в РФ производится в пропорции 20% на 80%: 20 процентов расходов приходится на федеральный бюджет, а 80% – на консолидированные бюджеты субъектов РФ.Между тем 41 регион в январе-июле 2016 года не смог свести бюджет с профицитом, в прошлом году таких регионов было 39.По данным об исполнении региональных бюджетов за восемь месяцев 2016 года, объем государственного долга субъектов РФ составил 2267 млрд рублей, за тот же период 2015 года – 2212 млрд рублей.В целом же объем государственного долга субъектов РФ за последние шесть лет увеличился по всем региональным бюджетам в два раза, а без учета города Москвы и Московской области – в 3,2 раза.Расходы консолидированных региональных бюджетов на образование за первые 7 месяцев 2016 года сократились на 6%, при этом в 8 субъектах РФ расходы на образование составляют более трети расходной части бюджета – от 34 до 40 процентов.Учитывая сложившуюся ситуацию, непонятны положения, содержащиеся в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, предусматривающие поэтапное снижение межбюджетных трансфертов субъектам РФ из федерального бюджета (2016 год – 1475,3 млрд рублей, 2017 год – 1459,6 млрд, 2018 год – 1446,7 млрд и 2019 год – 1405,4 млрд рублей).«Складывается впечатление, что финансовые власти готовят необычный социальный эксперимент – сокращение федеральных расходов на образование, чтобы выяснить, как справятся с ним регионы. Уже сегодня понятно, что далеко не все регионы справятся с этой задачей, – констатировал Михаил Авдеенко. – Профсоюз и наши региональные организации вынуждены перманентно реагировать на возникающие проблемы с выплатой заработной платы на муниципальном уровне и, что очень нас беспокоит, на уровне самих образовательных учреждений. Среди них – блокировка счетов образовательных учреждений из-за долгов и невозможность платить заработную плату работникам. Такие факты зафиксированы в Забайкальском крае, республиках Марий Эл и Калмыкия.По данным профсоюзного мониторинга, в ряде субъектов Российской Федерации и сегодня есть трудности с обеспечением своевременной и полной выплаты зарплаты работникам школ, организаций дошкольного и дополнительного образования детей.Поэтому представляется необходимым в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Государственной Думе предусмотреть дополнительные меры по поддержке бюджетов субъектов РФ в целях безусловного выполнения указов Президента РФ от 2012 года с учетом проведения тщательного анализа финансового положения регионов.Со своей стороны профсоюз обратился к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву по возникшей проблеме, а также обсудил сложившуюся ситуацию на рабочей группе РТК. Мы будем и дальше держать ситуацию с выплатами заработных плат под контролем. Но уже сегодня становится понятным, что в дальнейшем, вероятно, нужно будет вносить коррективы в трансфертную политику федерального центра, а также в правовой механизм, регулирующий доведение финансовых средств до государственных и муниципальных учреждений с бюджетных счетов».Михаил Васильевич также отметил, что последние десять лет активно проводятся преобразования, связанные с правовыми, финансовыми и кадровыми условиями деятельности образовательных учреждений. Однако в условиях децентрализации управления отраслью, в том числе в вопросах оплаты труда, такие шаги, как отмена ЕТС, внедрение модельных методик, эффективного контракта, по мнению руководства Общероссийского Профсоюза образования, пока не привели к существенным позитивным результатам.Этот вывод подтвердила и проведенная в марте 2016 года общепрофсоюзная тематическая проверка «Соблюдение трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций». Во всех субъектах Российской Федерации было проверено свыше 11,8 тыс. образовательных организаций, 173203 трудовых договора, выявлено 98491 нарушение трудового законодательства, из них 53081 устранено непосредственно в ходе проверки.Оказалось, что количество работников, с которыми не заключены (не оформлены) трудовые договоры в письменной форме, включая совместителей, составляет 2252 человека (!)Изучение практики применения новых условий оплаты труда показало, что в большинстве случаев показатели и критерии эффективности деятельности работников недостаточно проработаны, а их применение часто носит формальный характер, поскольку из содержания подавляющего большинства трудовых договоров невозможно выявить не только конкретное соотношение постоянной и переменной частей заработной платы, но и в целом определить конкретный размер заработной платы работника.В связи с этим возникает необходимость разработки на федеральном уровне механизмов централизованного управления и координации деятельности по вопросам повышения уровня социально-экономической защищенности работников образования, включая регулирование вопросов оплаты труда.Эти проблемы в августе текущего года поднимались на Всероссийском педагогическом совещании с участием Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. По его итогам было дано поручение к августу 2017 года разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и провести широкое общественное обсуждение с участием профсоюзов.В заключение Михаил Авдеенко остановился на проблемах, связанных с необходимостью повышения профессионального статуса педагогических работников.- Актуальная задача, стоящая сейчас на повестке дня, – это увязка профстандарта «Педагог» с обновляемыми требованиями ФГОС общего и высшего образования, а также с построением национальной системы учительского роста, а уже потом – обязательное применение этого документа во всех образовательных организациях, но не ранее 1 сентября 2019 года.Пресс-служба аппарата Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии