В 90% российских школ и 80% детских садов и учреждений дополнительного образования детей работают первичные организации профсоюза, которые объединяют около трех миллионов человек. Работу этого массового звена профсоюза курирует отдел ЦК по вопросам общего образования во главе с Татьяной Михайловной АЛЕШИНОЙ.
Наш отдел обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности руководящих органов профсоюза в области кадровой политики в сфере общего и дошкольного образования, развития социального партнерства на региональном уровне, оплаты и нормирования труда работников, аттестации педагогов.
Так, например, в феврале 2008 года отдел подготовил аналитическую информацию для президиума ЦК профсоюза «О практике введения новых систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в ряде субъектов РФ в рамках комплексного проекта модернизации образования».
Готовили мы свои материалы и к традиционным августовским педсоветам, к Всероссийскому семинару-совещанию руководителей органов управления образованием и территориальных организаций профсоюза, где наиболее острыми были вопросы, связанные с введением новых систем оплаты труда и аттестации педагогических кадров.
Хочется остановиться на том, как поменялся качественный состав педагогического корпуса. Как положительный фактор, можно отметить только увеличение числа учителей с высшим образованием с 77% в 2000 году до 82% в 2008-м.
Растет число учителей пенсионного возраста, и за прошлый учебный год их количество достигло 17% (в 2000 году – 10%). Женщин среди педагогов становится все больше: 87% против 85% за тот же период.
В 2000-2001 учебном году в школах страны работали 15% учителей со стажем до 5 лет, а сейчас их только 9%.
Не вызывает оптимизма и ситуация в дошкольном образовании. По данным статистики, в последние пять лет число воспитанников ДОУ увеличивается в среднем на 200 тысяч человек в год. В то же время только за 2007 год сеть дошкольных учреждений сократилась на 550 единиц и более чем на 80 тысяч мест. Число педагогов за тот же год уменьшилось на 8 тысяч человек и составило 631,2 тысячи. В результате среднее число воспитанников на одного воспитателя выросло. Таким образом, увеличивается их нагрузка, что, несомненно, приводит к снижению качества услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями.
Профессиональное педагогическое образование имеют только 75% работников ДОУ. Чуть более половины – среднее профессиональное образование, не более 20% – высшее. Почти 15,6% работников дошкольных учреждений – пенсионного возраста. Особенно высок этот уровень среди руководителей (20%), причем в городе он выше, чем в сельской местности.
Ежегодно наш отдел готовит аналитическую информацию по итогам коллективно-договорной кампании за прошедший год и по развитию социального партнерства на региональном уровне.
Работники отдела участвуют в подготовке предложений по законопроектам, взаимодействуют с Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития, Комитетом по образованию Государственной Думы, проводят экспертный анализ по запросам территориальных и первичных профсоюзных организаций. В этом году большинство запросов из территорий было связано с внедрением новых систем оплаты труда, нормированием труда педагогов, аттестацией педагогических и руководящих работников.
Мы обобщаем и распространяем опыт территориальных и первичных профсоюзных организаций по направлениям своей деятельности. В текущем году был рассмотрен опыт Тамбовской области и Республики Чувашия. Специалисты отдела участвуют в обучении профсоюзного актива, в том числе выезжая в территории.
Все традиционные направления нашей деятельности будут актуальны и в следующем году, включая введение новых систем оплаты труда, разработку нового порядка аттестации педагогов. Кроме того, мы планируем сделать акцент на привлечение в сферу общего и дошкольного образования молодых учителей и воспитателей, развитие педагогического профессионального образования, а также на работу по подготовке к Году учителя.
Комментарии