Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию в качестве значимой государственной задачи обозначил проблему «поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Чем вызвано столь серьезное внимание к проблемам поиска и выращивания одаренных детей? Не оскудела ли земля наша на людские таланты? Судите сами.
СтатфактВ прошедшем году российские школьники, принявшие участие в семи предметных международных олимпиадах, стали обладателями 22 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей. В системе общего среднего образования страны обучаются 13 360 000 школьников; их обучают 1 395 400 учителей в 56 727 школах. Во всех фиксируемых этапах проведения Всероссийской олимпиады (муниципальном – региональном – финальном) приняли участие около 130 тысяч школьников, то есть каждый 100-й школьник. Из более чем 1,3 миллиона учителей только 10% участвуют в работе по формированию детских способностей посредством подготовки школьников к участию в олимпиадах. Один школьник – участник финала Всероссийской олимпиады представляет 12 школ, а победитель или призер олимпиады – 41 школу. На каждые 10 тысяч школьников приходится один выявленный победитель или призер Всероссийской школьной олимпиады.
В нашей стране, зародившись в советское время, продолжает действовать в постсоветское государственная система поиска, отбора и поддержки одаренных детей. Так, убедительным доказательством тому стала Всероссийская олимпиада в 2008 году. Во Всероссийской олимпиаде школьников и научных олимпиадах и конкурсах, организуемых вузами страны, участвует каждый сотый школьник.
За годы реализации национального приоритетного проекта «Образование» более 15 тысяч молодых талантов по итогам строгого конкурсного отбора были отмечены премиями Президента РФ.
На первый взгляд, как говорится, «процесс пошел». Какой процесс, в чем его сущность, куда пошел и к чему приводит он – в этом и попытаемся разобраться.
В этом нам помогут учителя-наставники победителей международных олимпиад, а также учителя – победители приоритетного национального проекта «Образование», руководители предметных методических комиссий Всероссийской школьной олимпиады. Все они приняли участие в опросе, организованном Академией повышения квалификации. Как обстоят дела с выращиванием юных талантов, какие возникают проблемы и трудности и что предлагается сделать, чтобы пожелания президента страны были воплощены в жизнь, – такова суть материалов, полученных в результате опроса.
География талантов
Как же географически располагаются школьные таланты?
Лидерство, конечно же, остается за Москвой и Санкт-Петербургом, где более половины финалистов стали победителями или призерами. Около половины школьников Вологодчины, пробившись в финал Всероссийской олимпиады, стали ее победителями.
Среди республик первенствуют Чувашия и Татарстан, очень слабо выглядит Бурятия, в которой из 140 тысяч школьников в финал попали только 22 и лишь двое из них стали победителями. Не стали в прошедшие годы победителями олимпиады учащиеся Дагестана, Чечни и Ингушетии, Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа.
Конечно же, нет и не существует в жизни никаких математических формул и климатических зон успешного выращивания юных талантов.
Вместе с тем научные исследования по проблемам проявления одаренности детей, проводимые в нашей стране и за рубежом, выявляют некую норму одаренности по отношению ко всем учащимся. Так, на уровне явной (проявленной) одаренности находятся от 1 до 3 процентов от общего количества обучающихся.
Применительно к нашим реалиям до 45 тысяч детей школьного возраста должны проявлять свою одаренность. Напомню, что официально выявленными и официально признанными победителями (талантами) Всероссийской школьной олимпиады 2008 года стали только 1382 школьника.
Даже если к этой цифре победителей и призеров прибавить 3,5 тысячи победителей конкурса по отбору талантливой молодежи (от 14 до 25 лет), выявленных в творческих конкурсах приоритетного национального проекта «Образование», то все равно «урожайность» выращивания талантливой молодежи остается низкой.
Те же исследования природы детской одаренности свидетельствуют о 25 процентах потенциальных (скрытых) возможностей от общего количества учащихся. В этом случае результаты школьной олимпиады можно считать «засухой».
В чем причина «засухи»?
Причин столь неутешительной «арифметики» множество. Остановимся лишь на наиболее, на наш взгляд, значимых, резко тормозящих успешную работу по выявлению и педагогической поддержке талантливых детей.
К числу первостепенных следует отнести неопределенную позицию самого государства в этом вопросе. Нет ясно сформулированной концепции и утвержденной правительством государственной программы поиска и поддержки талантливых детей.
В стране в целом не создана атмосфера культа науки, научных национальных достижений. Не работает система популяризации известных научных деятелей, их открытий. Школьников – победителей международных олимпиад и их наставников страна не знает ни в лицо, ни по фамилиям. Поощрения победителей научных олимпиад несравнимы с победителями спортивных олимпиад.
Считается, что именно спортсмены «высоко несут знамя Отчизны». А победители международных научных олимпиад и конкурсов разве не прославляют нашу Родину?!
Судьба школьников – победителей международных олимпиад с трудом прослеживается только до момента их льготного зачисления в вуз.
В наших вузах, как и в школьном образовании, не создана система постоянного патронирования этих ребят. Особенно пристального внимания к себе требуют одаренные дети из сельской местности. Обучение в столичном вузе непосильно для многих из них по затратам на проезд, проживание, питание, быт. Нередко одаренные дети по этой причине уходят из «продвинутых» московских вузов.
К сожалению, в стране не создана сколько-нибудь внятная организационно-педагогическая система работы со способными детьми. Имеющиеся научные психолого-физические обоснования этой работы не находят практического, методического продолжения.
Не секрет, что в повседневной образовательной массовой практике учителей общеобразовательных школ в основном применяются репродуктивные методы преподавания.
Детей плохо учат размышлять, сопоставлять и анализировать, исследовать и проектировать. Система деятельностной педагогики, развивающая детей, основанная на передовых методах великих ученых Бориса Данииловича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, не взята на вооружение основной массой учительства. С применением методик развивающего обучения работает лишь десятая часть педагогических коллективов. В государственных стандартах профессионального педагогического образования идеи развивающего обучения представлены крайне невразумительно. Полагаться на то, что проблема успешно решается в рамках Всероссийской олимпиады школьников, – утопия. Целью олимпиады является не поддержка и сопровождение таланта, а лишь выявление, а еще точнее – попытка организованного отбора одаренных детей.
В стране в некоторых учебных заведениях предпринимаются попытки локального решения проблемы поиска и поддержки одаренных детей.
Есть интересный опыт в Красноярском крае, Чувашии, Тамбовской области.
Но в рамках массового образовательного учреждения положительно решить проблемы c наполненностью групп-классов для одаренных детей, содержанием образовательных программ для них, созданием приличных условий пребывания детей в школе и достойным уровнем оплаты труда учителей-наставников практически невозможно.
Даже в рамках существующего в стране порядка отбора детей для участия во Всероссийской школьной олимпиаде полностью выпадают из участия миллионы детей младшего школьного возраста. Существующая система квотирования направления детей на олимпиады, применяемая на всех ее этапах, жестко ограничивает возможность массового привлечения учителей и их учеников к участию в олимпийском движении.
У нас не создана сеть специальных окружных или межрегиональных, а также федеральных центров по работе со способными детьми. Вся эта работа требует фундаментальных научных обоснований, ярких, убедительных педагогических технологий, громадной организаторской работы и, конечно же, привлечения серьезных материальных ресурсов.
Несмотря на тревожные ожидания экономических тягот и финансовых ограничений, следует всем миром приступить, не откладывая, к принятию первоочередных мер по созданию государственной системы поиска и поддержки талантливых детей.
Учителей – за парту
Начинать следовало бы с организации массового переучивания педагогических, в первую очередь учительских, кадров. Тем более что в ближайшие годы в связи с переходом на новые образовательные стандарты грядет массовая переподготовка школьных работников. И в этой связи и в контексте кадрового обеспечения проблемы формирования детских способностей организация обучения учителей должна строиться на идеях и методах деятельностной, развивающей детей педагогики.
Необходимо также выделить в рамках Федеральной целевой программы развития образования специальное направление «Создание системы поиска и поддержки талантливых детей».
Не менее важным является и обеспечение необходимой поддержки учителей-наставников, взращивающих таланты.
Необходима государственная и спонсорская (через специально созданные фонды) грантовая поддержка людей, увлеченно работающих с талантливыми детьми. Это позволило бы привлечь к работе с одаренными талантливыми детьми многих квалифицированных специалистов из других (непедагогических) сфер деятельности.
Как уже упоминалось выше, в стране складывается некоторый опыт перевода работы с одаренными детьми в системное русло. В этом смысле, безусловно, интересным становится опыт сетевого взаимодействия вузов, образовательных учреждений, регионального ресурсного центра. Под руководством Управления образования и науки Тамбовской области налажена в рамках образовательного холдинга скоординированная деятельность по отбору и сопровождению одаренных детей. Особое внимание при этом уделяется талантливым сельским детям.
Положительный опыт Тамбовской области позволяет надеяться на его распространение в других регионах страны. Конечным итогом усиления повсеместного внимания к работе с талантливыми детьми могло бы стать создание эффективно функционирующей взаимосвязанной сети центров (базовых и пилотных школ и площадок) по работе с талантливой молодежью.
И, наконец, чтобы привлечь внимание медиасредств, общественности, бизнес-сообщества и власти к проблеме юных российских Платонов и Невтонов, Минобрнауки России могло бы инициировать проведение всероссийского форума учителей-наставников, преподавателей вузов и ученых, других деятелей, активно работающих с талантливыми детьми. При этом было бы уместно просить правительство страны стать учредителем такого форума.
С учетом сказанного пророческие предсказания великого и самобытного русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова сбудутся непременно. В это очень хочется верить.
Эдуард НИКИТИН, ректор АПКиППРО, заслуженный учитель РФ, доктор педнаук, профессор
Комментарии