В моей внеучебной работе длительное время успешно функционирует система, представленная в схеме:Я глубоко убеждена в том, что воспитательная работа в школе должна вестись с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся, на принципах взаимоуважения и сотрудничества, с учетом национальных традиций и региональных особенностей. Содержание внеклассной работы обязательно соотношу с интересами, запросами и потребностями моих учеников. Проводимые мною мероприятия стараюсь насыщать эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.
Эффективность моей внеклассной работы подтверждается возрастающей активностью участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней, где прослеживаются их высокие достижения.Свою систему взаимодействия с родителями воспитанников реализую по следующим направлениям (см. табл. 1). Моя программа воспитательной работы направлена на формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Достижению этой цели способствуют важнейшие задачи классного руководителя:- укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью в стенах класса; – помочь детям ощутить единение с другими членами классного коллектива;- научить принимать решения самостоятельно и в группе;- помочь детям исследовать и анализировать существующую реальность.Сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками способствует правильно организованное ученическое самоуправление. В начале своего пути, а именно в начальной школе, самоуправление связано с организацией досуга, отдыха, развлечений учащихся. Уже с первого класса я привлекаю детей к выполнению поручений разного вида:- групповых (коллективных) – задание дается группе ребят, учит их взаимодействовать и сотрудничать, помогает сдружиться; – организаторских – поручения ставят ученика, обладающего умениями общения с товарищами и взрослыми, в позицию организатора творческого дела;- исполнительских (временных) – доступных каждому независимо от способностей и опыта, предполагающих выполнение задания в короткие сроки (сходить, пригласить, написать);- творческих – посильных ребятам с соответствующими способностями и требующих выдумки, инициативы;- выборных – выбирается актив класса, председатель малой группы.Если мы, педагоги, хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ученику следовать его собственным внутренним целям и желаниям, поэтому со второго класса я приучаю ребят работать по принятой классным коллективом схеме (см. табл. 2).В конце недели на собрании отряда председатели малых групп отчитываются перед классным коллективом о проделанной работе, высказывая свои замечания и предложения следующей группе. Это обеспечивает включение детей в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.Жан Жак Руссо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Если эти слова рассматривать применительно к требованиям, предъявляемым к учащимся, то требования должны быть разработаны самими учащимися. Это подтверждают выводы многих педагогов, которые неоднократно отмечали, что привнести мораль в коллектив нельзя. Она должна быть выработана самим коллективом.Атмосфера класса помогает ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе ученик должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе путем принятия собственных внутренних законов (заповедей, обращений к учащимся, правил внутреннего порядка класса, нравственных наказов, кодекса чести), направленных на уважение личности ученика, его взглядов и суждений, его достоинства и чести. Важно, чтобы правила разрабатывались с учетом мнения и социального опыта каждого ученика. Поэтому в начале второго и третьего годов обучения я предлагаю ребятам самостоятельно разработать свод правил, по которым хочется жить в классном коллективе. Каждый ученик в течение недели письменно вносит свои предложения, которые затем принимаются или отвергаются общим голосованием на классном собрании. Все принятые правила оформляются в классном уголке. 1. Иди в школу с хорошим настроением.2. Не будь грязнулей.3. Не «выставляйся»! Ты не лучше других, ты не хуже других.4. Не отнимай чужого.5. Никого два раза ни о чем не проси.6. Дерись только тогда, когда драка – единственный способ защиты.7. Каждый день выполняй домашние задания.8. Проявляй инициативу.9. Уважай мнение одноклассника.10. Отстаивая свое мнение, не переходи на крик.11. Не обижай других людей и не давай им потерять лицо.12. Не нападай на других, когда тебе плохо.Важно, чтобы классный руководитель достаточно четко делегировал полномочия и ответственность учащимся. Моя задача – развивать активность учеников и помогать им в выборе вида деятельности и функций (см. табл. 3).В 3-4-х классах самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в этот период самоуправление проявляется в планировании внеклассной деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.Итоги, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах в 5-7-х классах они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом класса.Участие школьников в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и к другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.Итак, самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Грамотная организация самоуправления построена на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся. Такое самоуправление реализуется в пяти «само»:- самореализация,- самодеятельность,- самоуправление,- самовоспитание,- самообучение.Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Следует помнить заповедь: «Не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся», и тогда все получится!
Татьяна БАЛУЕВА, учитель начальных классов средней школы №9 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии