Его дни такие насыщенные и плотные, что иному за таким темпом и не угнаться. Ан нет. Весь воскресенский лицей №22 несется за своим директором с удовольствием. Андрей КОПЦОВ – форвард своей команды и вдохновитель идей. В невероятной круговерти лицейской жизни Андрей Анатольевич при этом умеет замечать перемены и не забывать пришедшие в голову мысли. И ценит тех, кто понимает, чем действительно хочет заниматься – писать ли книги или выращивать сад, вести ли дополнительный кружок или социальную работу.
Даже тогда, когда Копцов еще только учился в Коломенском пединституте, у него уже была 30-часовая педагогическая нагрузка. Он работал с Розой Утешевой, ученицей профессора Веры Бабайцевой. Роза Николаевна настолько грамотно и мудро руководила 24-й воскресенской школой, что ее молодой зам только диву давался. И впитывал. Подходы к делу. Манеру общения с людьми. Отношение к жизни. Со временем пришло понимание: не надо бояться пробовать новое, смелость всегда находит единомышленников и поддержку.
Сегодня Андрею Копцову 35 лет, а он уже 10 лет работает директором. Первым самостоятельным опытом директорствования для него стала 9-я школа. Небольшое районное образовательное учреждение. Сюда приводят детей, потому что оно ближе к дому. Не требуют от него никаких особых новаций. Но вчерашний выпускник педвуза, соратник Утешевой не мог довольствоваться рутиной. Андрей Анатольевич создал в 9-й школу здоровья.
Его заметили. Пригласили возглавить центральную воскресенскую школу – 22-й лицей. Огромное хозяйство, крупнейшее учебное заведение города. Команда, сложившаяся в 9-й, перешла на новое место вместе с ним. Чтобы творить. Созидать.
Внимание к людям – основное качество Копцова. Он умеет разглядеть в них скрытый потенциал, разбудить дремлющие таланты, раскрыть их и превратить хорошего учителя в блестящего. Так, позволив историку Анне Ивановой возглавить школьный музей Боевой славы, он, во-первых, открыл городу глаза на уникальность этого места, и теперь здесь проходят экскурсии для интернатов и детских садов всего Воскресенска, а ведь хранилище памятных событий существовало в школе 30 лет, и никто о нем не знал. А во-вторых, Анна Львовна благодаря зажженной в ней вере в собственные силы собрала свои разработки, послала на конкурс нацпроекта и победила.
В музее висит огромное полотно, повествующее о битве под Москвой, выдержанной Панфиловской дивизией. Эту картину написал в 1970-м учитель школы Михаил Фролов. Впоследствии Михаил Федорович уехал из Воскресенска, а вот его ученица Наталья Покровская преподает в 22-м изо и черчение да ведет дополнительные занятия по технологии, ведь ее научным руководителем при защите собственной программы был сам Глозман. Ее подопечные лепят чудесные фигурки из соленого теста. В качестве формы – бутылка, на которой вырастает причудливый силуэт. Разные емкости, разные образы, в раскрашенном виде они и вовсе принимают вид роскошных игрушек. Мастерство.
Лицей №22 – муниципальный инновационный образовательный центр, базовый межшкольный методический центр, опытно-экспериментальная площадка Педагогической академии последипломного образования по теме «Создание единой информационной среды в условиях профильного обучения», муниципальная опытно-экспериментальная площадка. Опыт экспериментальной работы педагоги лицея представляют в сборнике методических материалов «Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – Современная система модернизации методической службы Московской области».
Здесь популярна «Школа социального успеха». Ребята с удовольствием участвуют в программе развития ученического самоуправления «Молодежная инициатива», создают вместе с учителями системы непрерывного формирования информационной культуры в «Виртуальной школе».
В лицее с 2004 года лицеисты выбирают обучение по физико-математическому, физико-химическому, социально-гуманитарному профилям. Тогда же лицей стал ресурсным центром Воскресенского района. Учителя лицея активно участвовали в разработке программ элективных курсов, курса «Моя профессиональная карьера», системы исчисления индивидуального образовательного рейтинга ученика, которые активно способствуют профессиональному самоопределению школьников, развитию учебной мотивации и творческой индивидуальности старшеклассников.
В начальных классах наряду с традиционной программой в полной мере реализуются школа XXI века, а также программа социально-психологической адаптации «Все цвета, кроме черного».
Ученые-лицеисты из научных обществ биологов и физиков, химиков и экологов, политологов и астрономов устраивают собственные изыскания. Они думают о глобальном потеплении, применении теории графов в школьном курсе математики, значении модифицированных продуктов в жизни человека, об энергетических проблемах современности, числах Фибоначчи, нейтронных звездах и черных дырах как наиболее интересных загадках XXI века, влиянии металлов на живые организмы. Исследовательская работа юных экологов проводится при поддержке совместного русско-немецкого химического предприятия «профайн РУС». Ее результаты получили высокую оценку на Всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета». Ученики создали свой веб-сайт «Экологический мониторинг».
С 2006 года в лицее действует экономическая школа, которая дает дополнительное экономическое образование для детей 8-11-х классов по программе, разработанной профессорским составом кафедры менеджмента и экономики Московского государственного открытого университета.
Лицеисты первые в районных благотворительных акциях, социально значимых проектах и коллективных творческих делах. Все события их наполненной событиями жизни находят отражение в радиогазете и многотиражной лицейской «ШОУ-газете». По итогам учебного года самые активные участники внеклассной жизни становятся обладателями переходящих кубков «Звездочки лицея» и «Звезды лицея», а лучшие ученики награждаются почетными лентами «Ученик года» и «Ученица года». В течение учебного года в лицее проходят интеллектуальный марафон «Созвездие надежд», спортивные состязания на Кубок лицея «Малые олимпийские игры», фестиваль детского творчества.
Лицей широко развивает социальное партнерство и научно-методическое сотрудничество с ведущими промышленными предприятиями района, общественными организациями, Российским университетом дружбы народов, Коломенским государственным пединститутом, Московским государственным открытым университетом, Московским государственным областным университетом. С участием РУДН лицей проводит ежегодные региональные предметные олимпиады, семинары, диагностические работы в форме ЕГЭ.
Для более эффективного методического сопровождения инновационной деятельности педагогов лицея функционируют научно-методический совет, предметные кафедры и межпредметные творческие лаборатории учителей-исследователей. Это направление работы было представлено в сборнике материалов I региональной научно-практической конференции «Наука, экономика, общество». В этом же сборнике обобщен передовой опыт лицея по управлению опытно-экспериментальной деятельностью учащихся в условиях профилизации средней школы, а также по преемственности в системе ученического самоуправления как фактора развития лидерских качеств ребенка.
В лицее №22 сильный управляющий совет, который возглавляет мама девятиклассницы Екатерина Манухова. Школьные управляющие распределяют нагрузки, корректируют учебные планы, решают финансовые вопросы. На сайте вывешиваются ежегодные публичные отчеты, новости, учебные планы. Ученики лицея – активные участники муниципального детского парламента. Еще в 2005 году лицей провел семинар для заместителей директоров общеобразовательных учреждений района «Активизация деятельности детского самоуправления».
Андрей Копцов всегда помнит, каким светочем для него была Роза Утешева, и старается также воспитывать личным примером будущих лидеров. Наиболее перспективным своим учеником он считает заместителя по информационным технологиям Дмитрия Еналеева. Ведь с его матерью Светланой Валерьевной Копцов работал в 9-й школе, и сегодня она его бессменный помощник в 22-м лицее как заместитель по учебно-воспитательной работе.
Комментарии