На сайте «УГ» прочитал о предложении ректора МГИМО Анатолия Торкунова организовать в школах мини-лекции, которые помогли бы ребятам лучше ориентироваться в общественно-политических новостях, проще говоря, вернуть в расписание старую добрую политинформацию. Мне эта идея нравится, потому что, согласитесь, о событиях, происходящих в мире, наша молодежь имеет представление весьма смутное. Загляните на страницы своих детей в социальных сетях. В лучшем случае вы найдете там сообщения, связанные с музыкой, кино, спортом, в худшем – поток бесконечных селфи и образцы не самого тонкого юмора. Общественно-политическая жизнь интересует немногих.
Но тем, кто будет претворять эту вполне здравую идею в жизнь, важно иметь в виду, что речь идет не о том, чтобы учить школьников думать «правильно» – это мы уже проходили, но о том, чтобы знакомить их с разными точками зрениями, подчас полярными позициями и взглядами на вещи. Только так и можно воспитать людей, умеющих мыслить критически и самостоятельно.Мне не очень нравятся те телевизионные каналы, у которых нет вопросов, а есть одни ответы. Поэтому и на политинформациях нужно не готовые ответы давать, но учить формулировать вопросы, сложные, а иногда и не очень приятные, обсуждать реальные проблемы, сотрясающие современный мир. Вспоминаю, как много лет назад, когда я был в США, приятель пригласил меня в еврейскую школу, где училась его дочь. Я попал на беседу об арабо-израильском конфликте: ученики 4-5-го класса, еще совсем малыши, говорили не о том, кто в этом противостоянии прав, а кто виноват, но о тех страданиях, что выпали на долю их израильских и арабских сверстников только потому, что взрослые не смогли между собой договориться. Сегодня, когда наше общество расколото надвое в связи с событиями на Украине, замалчивать этот конфликт, делать вид, что ничего не происходит, не получится. Но школьники должны понимать: у этой задачи нет простого решения в одно действие, с обеих сторон погибают люди – и мирные жители Донбасса, старики, женщины, дети, и призванные в украинскую армию парнишки-срочники.Сейчас много спорят о том, имеет ли право учитель в общении с детьми высказывать личную точку зрения на те или иные события. Безусловно, у каждого из нас есть своя картина мира. У одних она собственная, продуманная или выстраданная, у других – навязанная массмедиа. Думаю, было бы неправильно активно демонстрировать школьникам свое личное мировоззрение, поскольку педагог все-таки находится в позиции старшего и оценивающего. Велик риск, что дети начнут подстраиваться под учителя: кто-то, чтобы получить хорошую оценку, другие – из страха получить плохую. Но что же делать, если ребенок задает вам прямой и неудобный вопрос? Не уходить от разговора, но помнить, что единственно правильных ответов в природе не существует. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии