Специалисты отмечают увеличение количества детей, которые испытывают трудности адаптации в образовательной среде – в детском саду и школе. Родителям таких детей часто приходится выслушивать замечания от воспитателей, учителей, а также других родителей. Семьи зачастую не знают, что же им делать в этой ситуации. В ряде случаев педагоги, заметив у ребенка трудности в адаптации в образовательной среде, могут предложить родителям обратиться к специалистам.
ТО «Тверское» Городского психолого-педагогического центра регулярно проводятся психологические гостиные для родителей. Основной задачей этих встреч является психолого-педагогическое сопровождение родителей старших дошкольников и младших школьников с трудностями и нарушениями познавательной мотивации и активности. В процессе общения специалистов и родителей в центре внимания – формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и компетентности родителей таких детей. Как правило, при обращении родителей к специалистам у детей данной категории нет ярко выраженных нарушений развития, поэтому специалисты дают общие рекомендации. Положение усугубляется низкой информированностью родителей о возрастных особенностях развития детей. В такой ситуации формирование позитивной родительской позиции затруднено.В формате психологической гостиной «Мудрые родители» акцент ставится на семейном контексте развития и воспитания ребенка с трудностями адаптации в образовательной среде. В современной жизни семья является микросоциальной средой, ресурсом, обеспечивающим гармоничное развитие ребенка, становление его личности. Благодаря эмоциональной близости членов семьи, склонности к солидарности и сплоченности именно в семье заключается большой скрытый потенциал, позволяющий обеспечить полноценное развитие детей. Особенно это актуально в отношении детей с трудностями и нарушениями познавательной активности и мотивации.Встречи в психологической гостиной «Мудрые родители» будут полезны для семей с детьми, которые:- с трудом сосредотачиваются во время выполнения заданий и игры;- не замечают детали, рассеянны и небрежны;- ведут себя шумно, не могут дождаться своей очереди, выкрикивают ответы;- чрезмерно отвлекаются на посторонние предметы и звуки;- бросают задания на полпути, забывают то, что им поручили; – отказываются от выполнения деятельности, которая требует продолжительной концентрации внимания.В свою очередь учитель также может помочь ребенку влиться в учебную среду, поддержать его, оказать эмоциональное участие и замотивировать на работу. Для этого стоит руководствоваться следующими рекомендациями:- планировать интенсивные и активные занятия на начало дня;- разбивать занятия на короткие по времени периоды и обязательно использовать физкультминутки;- проводя занятия, педагоги и родители должны становиться настоящими артистами – экспрессивными, выразительными;- снижать уровень требований к аккуратности при освоении нового навыка;- привлекая внимание ребенка, использовать тактильный контакт (например, положить руку на плечо);- предупреждать ребенка о планируемых действиях заблаговременно, создавать визуальный план учебного дня или недели;- хвалить ребенка непосредственно после успешного выполнения задания или поручения, не откладывать похвалу на потом;- договариваться о правилах поведения в незнакомом месте заранее (например, о том, что нельзя кричать в общественном месте, нужно переходить дорогу только со взрослым);- не забывать, что повышенная активность может быть признаком переутомления, поэтому необходимо соблюдать режим дня, оставлять ребенку свободное время, которое он может провести так, как он хочет;- позволять ребенку двигаться (например, можно попросить его раздать детям тетради в школе), ни в коем случае не лишать его перемен между занятиями; не забывать про важность прогулок на свежем воздухе;- сопровождать устные инструкции визуальными подсказками (схемами, инфографикой, иллюстрациями, надписями);- не вводить одновременно большое количество правил и запретов;- на плане дня или недели отмечать порученные дела наклейкой, смайликом.По итогам недели ребенок может получить значимое для него поощрение. Такая знаковая система вознаграждений позволяет ребенку видеть свои успехи и закреплять навыки. Ставьте перед каждым ребенком посильные задачи: слишком легкие заставят ребенка скучать, а слишком трудные могут вызвать отказ от выполнения, чувство неуверенности в себе. Чтобы помочь ребенку успешно выполнить задание или поручение, следует руководствоваться следующими правилами:- посмотрите ребенку в глаза;- попросите его повторить вашу просьбу;- расспросите ребенка о том, как он планирует выполнить поручение (что ты сделаешь сначала, а что потом?);- поручайте следующее задание только после того, как он завершил текущее;- делайте акцент на успехах вашего ребенка, на самых маленьких положительных сдвигах в поведении или обучении, поддерживайте его уверенность в собственных силах.Оставайтесь спокойными, помните, что ваше терпение – залог благополучных отношений и развития детей!Елена СИНИЦИНА, Екатерина КАЧАЛОВА, Светлана ПЛАХОВА, педагоги-психологи территориального отделения «Тверское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии