Как помочь молодому человеку определиться с профессиональным выбором? К чему он должен себя готовить, переходя на старшую ступень обучения? Как не опустить руки, если при поступлении постигла неудача? Ответы на эти и другие вопросы – в книгах «100 популярных профессий», «Психология жизненного успеха», «Выбираем профессию» Андрея Геннадьевича Грецова, кандидата психологических наук, преподавателя Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
По мнению психолога, сделать обоснованный выбор профессии молодому человеку очень сложно по той причине, что ему для этого катастрофически не хватает жизненного опыта. И по сути, выбор осуществляется вслепую, ведь о понравившейся профессии молодой человек ничего не знает. В этой ситуации есть опасность разочароваться в своих ожиданиях.
– Андрей Геннадьевич, как избежать промаха и найти себя в мире профессий? Что такое успешный выбор профессии?
– Успешный выбор профессии – это совпадение трех компонентов: увлечение, возможность, востребованность. Человек должен ходить на работу с радостью, быть ею увлеченным, работа не должна попадать в область противопоказаний, и результаты ее должны быть нужны окружающим, а зарплата – отражать уровень востребованности человека. Каковы основные проблемы в персональном самоопределении? Первая в том, что многие молодые люди не видят в этом, извините за каламбур, проблемы. Работа представляется чем-то далеким, нереальным. Поэтому, уже начиная со средней школы, нужно подчеркивать значимость самоопределения. Человек выбирает, по сути, не просто должность, а образ жизни, круг общения, социальный статус, формирует ценностные ориентации. Второе упущение в том, что большинство современных подростков абсолютно не ориентируются в мире профессий. Сколько профессий в среднем может назвать подросток? 20-30. На самом деле их около 3 тысяч. То есть подросток, принимая решение о выборе профессии, осведомлен максимум на 1%. Более того, слышать о профессии – не значит знать ее. Знать – это ответить на вопрос: как складывается рабочий день данного специалиста? Что он делает?
Третья проблема заключается в том, что молодые люди недостаточно знают самих себя. Профессию нужно выбирать исходя из способностей. Но что такое способность? Это динамика освоения деятельности и потенциальная возможность достигнуть в ней высокого результата. По тому, что молодой человек что-то умеет делать, судить о способностях еще нельзя. Чтобы о них судить, нужно включаться в разные виды деятельности и в них себя пробовать.
– И все-таки нужно отталкиваться от способностей или упорно развивать навыки, которые не заложены?
– Здесь есть некое противоречие. Способность – ограничивающий, имитирующий фактор либо тогда, когда речь идет об очень высоком уровне профессиональных достижений, либо тогда, когда речь идет о владении очень сложным, уникальным навыком. Проведем аналогию со спортом. Чтобы быть олимпийским чемпионом в каком-то виде, нужны высокие способности. При спортивном отборе это самое важное. Но если я занимаюсь для собственного удовольствия, поддержания здоровья, способности отходят на второй план, главное, чтобы этот вид спорта мне нравился. В принципе из любого ребенка можно вырастить перворазрядника и кандидата в мастера спорта. То же самое с профессиями. Для 90% из них не нужен пиковый уровень достижений, на первое место выходит именно интерес. Хороший продавец или парикмахер – не тот, у кого есть чрезвычайные способности, а тот, кто получает удовольствие от своей работы.
– Что делать, если поступление в вуз оказалось неудачным?
– В первую очередь надо задаться вопросом, для чего сегодня люди так сильно стремятся в вуз? На современном рынке труда сложилась парадоксальная ситуация.
С одной стороны – нужны низкоквалифицированные специалисты, а с другой – люди с высоким уровнем квалификации. Середина западает, хотя объективно карьеру проще сделать именно в области среднего профобразования. Люди рвутся к высшему образованию, потому что в обществе это стало своего рода фильтром. Наше высшее образование готовит не столько к конкретной профессиональной деятельности, сколько выступает неким свидетельством интеллектуального, общекультурного уровня человека, и поэтому часто работодатели требуют сотрудников не важно какого профиля, лишь бы с дипломом вуза. Это гарант того, что у человека есть кое-что в голове.
Но что же делать, если не получилось поступить? С точки зрения психологии важно делать хоть что-нибудь. Самая опасная ситуация, которая приводит к внутреннему надлому, – это опускание рук. Неудача – это опыт, пусть болезненный, но ценный. В период «простоя» нужно работать, заниматься в кружках, посещать подготовительные курсы, думать об альтернативных образовательных траекториях.
Выбор профессии – сложный многоэтапный процесс, и происходит чаще не так, как рекомендуют психологи: сначала выбрать профессию, потом – место обучения. Сегодня старшеклассник сначала выбирает уровень образования, потом место обучения, а потом уже конкретный факультет.
Резюмируя, замечу: человек, который легко продвигается в карьерном плане, достигает выдающихся успехов тогда, когда, говоря языком химии, от любой работы остается сухой остаток. Можно отсидеть восемь часов, получить зарплату и забыть про работу, а можно добиться каких-то результатов помимо заработка, повысить свою ценность. Больше перспектив в плане карьерного роста не у того, кто верно выбрал путь, а у того, для кого любая работа является источником жизненного и профессионального опыта.
Комментарии