Государственная Дума рассматривает закон о всеобщем обязательном среднем образовании. По этому закону каждый молодой человек России, хочет он учиться или не хочет, должен к 20 годам окончить 11-й класс и получить аттестат о среднем образовании. Видимо, в Госдуме нет ни одного учителя и нет депутатов, которые знают жизнь. Советскую школу теперь критикуют, якобы выдавала аттестаты зрелости неучам, вместо двоек ставили тройки. Как бывший директор школы и инспектор Министерства просвещения республики, подтверждаю, что в борьбе за высокую успеваемость кое-кто допускал такие безобразия, но с нарушениями велась борьба.Теперь же такие случаи по предлагаемому закону станут нормой.
Раньше школы готовили своих выпускников не только для поступления в вузы, но и для работы во многих сферах народного хозяйства. Так, нальчикская средняя школа №5 организовала производственное обучение на заводе «Севкавэлектроприбор». Средняя школа №21 обеспечивала рабочей силой Телемеханический и Полупроводниковый заводы. Сельские школы вместе с аттестатом зрелости выдавали выпускникам свидетельства о получении той или иной сельскохозяйственной специальности. Так или иначе, но выпускники средних школ, не поступившие в вуз, к своему 20-летию успевали принести государству огромную пользу.
В условиях, когда в старших классах ребята хотели учиться, педагогические коллективы добивались высокой дисциплины. Трудно поверить, что сейчас 20-летний олух, знающий, что при любых условиях ему выдадут аттестат, будет слушать учительницу.
Депутатам, заботясь об улучшении образования в стране, незачем поглядывать на Запад. Думаю, что многие из них закончили советские десятилетки и любому выпускнику американской средней школы могли утереть нос. Необходимо внимательно изучить школьные учебные программы и убрать из них высокие материи, которые среднему гражданину в жизни никогда не пригодятся. Внесение в учебный план старших классов факультативных занятий позволит абсолютному большинству школ ввести углубленное изучение ряда наук. В свое время нальчикская школа №2 ежегодно поставляла в такие вузы, как МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, своих абитуриентов, которые заканчивали в школе математический класс. В нем математику и физику преподавали по особым программам.
Хорошо, что законодатели страны думают об улучшении образования, но было бы еще лучше, если бы они при этом не забывали, что еще долго на земле будут существовать дворники и пастухи, слесари и токари, санитарки и каменщики, сантехники и парикмахеры, маляры и плотники, письмоносцы и уборщицы. Все они и без знаний биномов Ньютона, квантовой физики и тонкостей органической химии могут быть интеллигентными людьми.
Надо улучшить систему заочного образования, при которой каждый желающий мог бы повысить уровень своих знаний или овладеть другой специальностью и выполнить свое желание. Автор этих строк в свое время заочно окончил педагогическое училище, а затем после войны, работая директором сельской школы, заочно окончил физико-математический факультет пединститута и много лет руководил большими учительскими коллективами.
Необходимо добиваться, чтобы любой аттестат или диплом вручался только достойным выпускникам. Неучи никому не нужны, и даже с двойками им нельзя выдавать аттестаты.
Иван ПОЛИЩУК, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы КБАССР, Нальчик, Кабардино-Балкария
Комментарии