«Никто из нас не будет хорошо учиться под давлением, когда нам страшно или скучно, а это то, что случается с большинством детей в школе» – с этими словами Льва Айзермана согласен полностью. Его публикации в «Учительской газете» навели меня на размышления. Досадно ученику, когда ошибается с ответом. Обидно, что учитель в присутствии всех указывает на промахи. Страшно, если в дневнике гнездится очередная двойка. Но всего хуже отвращение к учению и отчаянное нежелание ходить в школу.
…Большая перемена. На широком школьном дворе пятиклассницы со скакалочками. Одна из них, потенциальная второгодница, от которой на уроке ни слова не добьешься, проворно прыгает через скакалочку, быстро проговаривая:
На Кавказских горах
Жил да был падишах.
И была у падишаха
Белоснежная папаха.
Эврика! Что, если мне, учителю, сочинить свое присловие к скакалочке?
Прихожу на урок. Предлагаю:
Орфограмму номер пять
Просто выучить на «пять»:
После «ж», «ч», «ш» и «щ»
Пишем только «и», «у», «а».
«Чудо», «чай», «пощада», «щука».
Так писать велит наука.
Исключенья есть и тут:
«Жюри», «брошюра», «парашют».
Это записывается на доске, произносится всем классом хором и усваивается моментально. Правда, при написании слов-исключений еще делаются ошибки. Но при неоднократном повторении ошибки исчезают. Удача! Может, таким способом удастся привлечь внимание и к другим орфограммам? Но только придется их пронумеровать. К примеру:
Орфограммы три-четыре
Знай как дважды два четыре.
Если в слове звук согласный
Как-то слышится неясно
Иль не слышится никак,
Изменяем слово так,
Чтобы этот звук согласный
Прозвучал довольно ясно:
В руки взяв не прут, а прутик,
Я вошел не в пруд, а в прудик.
Предо мной не дно, а донышко,
И не солнце там, а солнышко.
В таком духе можно изложить все последующие орфограммы. Спросите, к чему эта морока – переводить с русского на русский? Во-первых, поэтический вариант запоминается легче. Во-вторых, что немаловажно, он включает в себя эстетическую, образную и игровую составляющие, делающие текст орфограммы более доступным и привлекательным. Кроме того, переписанные в отдельную тетрадь и снабженные рисунками ученика стихотворные орфограммы делают его своеобразным соавтором. И, наконец, произносимые на каждом уроке хором, они не только развивают мышление, память, но и дают возможность каждому ученику испытывать удовлетворение от учения.
…Еду из школы домой на велосипеде. Здороваюсь с сидящим у калитки школьником. А мне вдогонку вместо приветствия:
В орфограмме двадцать первой
Ошибаться не спеши.
«Не» с глаголами раздельно
Обязательно пиши.
Не хочу, не могу и не буду
Делать то, что не нравится
людям.
Чтобы им со мной не было худо,
Буду вежлив я с ними повсюду.
Вот вам и нравственная позиция.
Большие возможности в формировании жизненной позиции ученика таят в себе уроки литературы. Тут, правда, как справедливо утверждает изречение, смелое начало не хуже победы.
Захожу в класс:
– Здравствуйте!
А в ответ целый ливень пословиц, и всем классом, хором:
– Лучше знать, чем не знать.
– Человек неученый, что топор неточеный; можно и таким дерево срубить, да трудов много.
– Хорошее слово – серебро, а молчание – золото.
«Племя младое, незнакомое» на уроках литературы должны осенить сокровенные высказывания писателей и поэтов прошлого.
– Здравствуйте!
А в ответ:
– Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М.В.Ломоносов)
– Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме (М.В.Ломоносов).
– Старайся дать уму как можно больше пищи (Л.Н.Толстой).
– Берегите в себе человека (А.П.Чехов).
– А ты? Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Леонид Мартынов)
Поприветствовали. А дальше? А дальше, скажем, предстоит ученикам написать сочинение. Не шаблонное, не бездушное, а свое, собственное, от всего сердца!
И тут вспоминается советский спортсмен Валерий Брумель, преодолевший двухметровую планку при прыжке в высоту. На вопрос, как это ему удалось, рекордсмен ответил: «Молодой человек, чтобы прыгнуть, надо прыгать».
Выходит, чтобы научиться писать сочинения, их надо писать. Всем, даже учителю. И я это делаю. Приношу свою работу в класс. Зачитываю, анализирую.
Следующий этап – проверка черновиков ученических сочинений. И тут действую по методу Айвазовского. Художник Айвазовский раздавал своим ученикам по чистому листу бумаги, на который каждый из них брызгал кистью несколько капель краски. Художник подходил поочередно ко всем и несколькими прикосновениями своей кисти превращал кляксы в морские пейзажи. Черновики ученических сочинений порой те же кляксы на листах бумаги. Но сквозь них зачастую пробиваются такие образные находки!
Но, чтобы сочинение являлось зеркалом души, нужно научиться читать.
Мы живем в эпоху потребления. Сегодня нас избавляет от тяжелой и утомительной работы помощник – компьютер. В мгновение ока он может выдать любую информацию, произвести любые вычисления, указать на ошибки в тексте. Он даже в шахматы может играть. Даже помочь врачу определить диагноз у больного. Одного не может компьютер – сочувствовать. Он мигом выдаст информацию, сколько людей погибло при пожаре, авиакатастрофе, землетрясении, – и ни одной слезинки.
В школе живых детей начиная с первого класса стараются превратить в умные компьютеры. Скорость на первом месте. Чем больше слов прочитает в минуту ученик, тем выше оценка.
Приходят ко мне в пятый класс.
– Читали сказку «Курочка Ряба»?
– Читали.
– Как заканчивается сказка?
– Курочка Ряба говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба, снесу я вам яичко, не золотое, а простое».
– А какое яичко лучше?
– Золотое.
– Почему?
– Оно другое. На него можно купить много простых.
– Выходит, Курочка не утешила стариков, пообещав снести простое…
– Да.
И только два-три человека в классе скажут: «Простое лучше, потому что оно живое, из него цыпленочек выведется, а из золотого – нет. Оно мертвое». И кто-нибудь добавит: «А прознают грабители про золотое яйцо, придут…» Я в поддержку этой версии привожу слова Пушкина: «Злато, злато, сколько от тебя зла-то!»
Вот и Золотая рыбка из пушкинской сказки не осчастливила старуху, а породила в ней алчность, и в конце концов та осталась у разбитого корыта.
И, выходит, мудро поступила Мышка, разбив снесенное Курочкой Рябой золотое яйцо. И как легко это сделала: всего лишь хвостиком махнула! Сказка ложь, да в ней намек…
Эпохе созидания нужен мыслитель – одухотворенный, чувствующий. И тут без учителя – путеводителя не обойтись. Именно он в состоянии передать ученику весь духовный багаж предшествующих поколений.
Виктор Федорович Лунев – автор поэтического сборника «Серебристые облака» и соавтор книги о ветеранах «Потомки помнят», вышедших в местном издательстве.
Комментарии