Всем известно, что дети очень любят рисовать, но иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают у них разочарования. Поэтому я стараюсь использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования, которые помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и c обычными материалами сделать трудно.
Рисунки, которые получились в процессе рисования, рекомендуется обсуждать в беседе. Проговаривая, ребенок лучше начинает осознавать свои действия, следовательно, координируя их. помогает укрепить эмоциональный контакт, мотивируя общение взрослого и ребенка.
Стоит обозначить еще одну проблему нынешних детей – слабое физическое здоровье. Исходя из этого, важно создать комфортные условия для их деятельности.
Я подобрала несколько нетрадиционных приемов рисования, которое благоприятно влияют на укрепление физического и психологического здоровья ребенка:
– Песочная анимация (рисование на песке). Благоприятно развивает познавательные процессы, творческий потенциал, тренирует мелкую моторику рук, формирует коммуникативные навыки.
– «Кляксография» (выдувание красок через трубочку). Очень полезна для детей с задержкой в развитии речи, в качестве артикуляционной гимнастики, укрепляет силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
– «Эбру» (рисование на воде). Данная техника является для детей отличным способом психологической разгрузкой. Кроме того, техника «Эбру» позволяет тренировать мелкую моторику рук, приучает к усидчивости и вниманию, развивает фантазию, приобщает к прекрасному.
– «Стопотерапии» – рисование ногами, которое очень благоприятно влияет на физическое и психическое развитие дошкольников.
Рисование ногами рекомендуется детям с диагнозом или подозрением на плоскостопие. При таком рисовании активизируются большинство точек находящихся на ступнях ног, активно вступают в работу все мышцы тела.
Рисунки, которые получились в процессе рисования, рекомендуется обсуждать в беседе. Проговаривая, ребенок лучше начинает осознавать свои действия, следовательно, координируя их. Рисование ногами помогает укрепить эмоциональный контакт, мотивируя общение взрослого и ребенка.
Нетрадиционная техника – рисование ногами – дает чувство уверенности и свободы. Это занятие помогает снять накопившееся напряжение, как эмоциональное, так и физическое, лучше почувствовать свое тело. Эмоции, которые возникают в этом процессе, трудно с чем-либо сравнить.
В результате применения техники рисования ногами ребенок:
– учится владеть своим телом,
– начинает ценить в себе творческую личность,
– более качественно общается с взрослыми и сверстниками,
– чувствует единство с другими ребятами во время выполнения коллективных работ.
Родители также отмечают изменения в лучшую сторону в своих детях.
Упражнение «Художник»
Сидя на полу с ногами, немного согнутыми в коленях, ребенок зажимает в пальцах ног карандаш. Он должен каждой ногой по очереди рисовать на листе бумаги фигуры, удерживая лист второй ногой. После изображения трех фигур карандаш зажимается в пальцах другой ноги.
Важно, чтобы ребенок делился своими ощущениями, которые возникают в процессе рисования, а также впечатлениями о получившемся рисунке. Это помогает ребенку осознавать себя.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей развиваются творческие способности. Рисуя, ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их, свободно выражать мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.
Так, работая с детьми, мы не только устраняем некоторые проблемы с их здоровьем, но и находим дополнительные стимулы для контакта и общения, тем самым увеличивая их творческий потенциал.
Екатерина СТАФУРОВА, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»
Комментарии