В столице Республики Татарстан состоялось важное событие в жизни педагогического сообщества – IX Международный форум по педагогическому образованию. Значимой частью форума стал круглый стол «Образование для здоровья, образование для психологического благополучия: объединяем подходы».
Участники мероприятия, представлявшие ЮНЕСКО, ВОЗ, а также зарубежные и российские образовательные организации, ознакомились с основными стратегиями ООН, международными руководствами и сведениями о здоровье и благополучии школьников. Они обсудили возможные подходы для создания и поддержания здоровой, инклюзивной учебной среды в школах. На дискуссиях были рассмотрены важнейшие факторы и инструменты укрепления здоровья, благополучия учащихся современной школы на примере международных рекомендаций и российского опыта, а также практик педагогов Беларуси, Армении, Казахстана.
Актуальность тематики круглого стола
Организатором круглого стола выступил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Институт UNESCO по информационным технологиям. Модерировал дискуссию Петр Положевец, исполнительный директор Фонда «Вклад в будущее». Он поблагодарил организаторов IX Международного форума по педагогическому образованию, отметив, что это одна из крупнейших международных площадок для научно-практических обсуждений актуальных вопросов педагогического образования.
Петр Григорьевич напомнил, что почти 30 лет назад появился один из лучших международных документов по развитию образования — доклад ЮНЕСКО, подготовленный под руководством Жака Делора «Сокрытое сокровище». Эксперты в контексте этого доклада под «сокрытым сокровищем» понимали образование.
«Мы же считаем, что сокрытое сокровище – это каждый ребенок, независимо от того, где он проживает, кто его родители, какой социально-экономический индекс его семьи. Наша с вами задача, в первую очередь, тех, кто работает в системе образования, – помочь этому ребенку раскрыть все свои способности и таланты. Мы верим, что не бывает неспособных, неталантливых детей. И в этом процессе раскрытия способности, поддержки ребенка не обойтись без образования для здоровья, для психологического благополучия», – сказал Петр Положевец.
В большинстве национальных образовательных программ 78 стран содержатся цели, связанные со здоровьем и благополучием детей. Физическое здоровье и психологическое благополучие сегодня выступают важнейшими факторами успешности для достижения школьниками академических результатов. Они и сами по себе могут рассматриваться в качестве результатов качественного образования.
Счастливые и здоровые дети с большей вероятностью станут здоровыми и продуктивными взрослыми, родят и воспитают также здоровых и благополучных детей. Вложения в образовательные проекты приносят результат в части развития социальной защиты, национальных систем и здравоохранения, даже сельского хозяйства. Согласно докладу «Ready to learn and thrive: School health and nutrition around the world», опубликованному ЮНЕСКО в 2023, школьные программы, ориентированные на сохранение ментального здоровья, потенциально могут обеспечить возврат 21,5 доллара на каждый инвестированный доллар.
Школы многих стран для достижения этих целей предлагают как узконаправленные, точечные решения, такие как программы вакцинации, обеспечение питания и чистой водой, предметами гигиены, так и решения более опосредованные: встроенные в расписание обучающие курсы по навыкам здорового образа жизни, занятия по социально-эмоциональному развитию и другие.
Петр Положевец обратил внимание также на то, что психологическое благополучие, развитие личностного потенциала человека выступают в качестве буфера, препятствующего соматическим и психическим заболеваниям (в том числе, деструктивному и самодеструктивному поведению), являются предпосылкой для осознанного и устойчивого следования здоровому образу жизни. А такая психологическая характеристика как «субъективная витальность» (ощущение энергии, доступной Я) является важным ресурсом для личностного развития, жизнестойкости, влияющим на нашу способность справляться со стрессом, «выдерживать удар», сталкиваться с реальностью. Она во многом зависит от физического здоровья.
В рамках дискуссий круглого стола были рассмотрены три блока тем:
- здоровье и благополучие в школе;
- здоровая, инклюзивная и безопасная образовательная среда в школе;
- расширение возможностей обучающихся вести здоровый и безопасный образ жизни.
О формировании у детей мотивации и навыков для здорового образа жизни Петр Положевец сказал:
«Формирование у обучающихся знаний, мотивации и навыков для безопасного и здорового образа жизни является важной задачей современного образования. Инвестиция в здоровье и благополучие повышает вероятность того, что современные школьники вырастут более здоровыми и продуктивными взрослыми, что скажется и на следующем поколении.
Зачастую программы, направленные на физическое здоровье и психологическое благополучие, рассматриваются и реализуются отдельно. Однако мы хотели бы обратить внимание на комплементарность их целей, подходов и условий реализации. Психологическое благополучие выступает в качестве буфера, препятствующего соматическим и психическим заболеваниям, является предпосылкой для осознанного и устойчивого следования здоровому образу жизни. Именно поэтому работа нашего фонда направлена в том числе на то, чтобы как можно больше детей могли обучаться не только академическим наукам, но и жизненно важным навыкам».
Роль образовательной среды в формировании здорового образа жизни школьников
Доктор Венкатраман Чандра-Мули, руководитель отдела здоровья подростков ВОЗ, выступил с докладом «Роль школы в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Глобальные стандарты для школ, способствующие укреплению здоровья». Эксперт помогает анализировать эпидемиологические и другие данные, разрабатывать эффективные стратегии и программы для улучшения здоровья детей, включая сексуальное и репродуктивное здоровье.
Он сказал о необходимости развития ключевых навыков подростков, чтобы они могли лучше контролировать себя. В рамках школьного образования важно предоставлять информацию, медицинские услуги и консультирование, создавать безопасную, доверительную и благоприятную среду, в которой дети смогут чувствовать себя комфортно. И это задача не только для семьи, но и для школы, учителей, лидеров мнений – музыкантов, спортсменов, политиков, управленцев. Эксперт также отметил положительную тенденцию снижения непосещаемости детьми школ в разных странах – как начальной школы, так средней и старшей.
Мэри Гуин Делани, руководитель группы по вопросам безопасной и здоровой образовательной среды в секции здравоохранения и образования Штаб-квартиры ЮНЕСКО, представила доклад «Безопасная, инклюзивная и эффективная среда обучения для всех, способствующая формированию знаний, личностных и социальных навыков для жизни и сохранения здоровья».
Она отметила: «Здоровье и благополучие (физическое и психическое) ― нечто большее, чем отсутствие болезней и предотвращение рисков. Речь идет о том, какими дети выйдут во взрослую жизнь, смогут ли преодолевать проблемы, строить свое будущее. В школах и других учебных заведениях можно создать условия для решения проблем психического здоровья и психосоциального благополучия детей и подростков. Нашей целью является формирование благоприятной среды обучения, где все учащиеся и педагоги будут чувствовать, что их принимают, поддерживают и ценят. Это важно, возможно и выполнимо».
Эксперт также напомнила, что здоровье напрямую влияет на успеваемость учеников в школе. Его укреплению могут способствовать законодательные инициативы, организация школьного питания и медицинских услуг, глубина содержания учебных планов, соответствующие методические материалы для педагогов.
Роль педагогов в формировании здоровой образовательной среды
С докладом «Национальные приоритеты подготовки наставников, основанные на персонализированном подходе и психологической поддержке обучающихся» к участникам круглого стола обратилась Елена Казакова – директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель центра развития педагогических кадров РАО, председатель Федерального учебно-методического объединения по высшему педагогическому образованию. Как отметил Петр Положевец, Елена Ивановна уверена, что образование в 21 веке либо будет персонализированным (то есть субъектно-ориентированным), либо его не будет вообще. В настоящее время она является активным проектировщиком цифровых решений для образовательного процесса и одним из активных экспертов и научных руководителей проектов и программ в благотворительном фонде «Вклад в будущее».
Свое выступление эксперт начала с цитаты: «Чтобы воспитать ребенка, нужна целая деревня». В Год педагога и наставника можно сказать: чтобы воспитать ребенка нужна целая страна. Все взрослые обязаны включиться в процесс воспитания счастливого и благополучного детства.
Елена Ивановна сказала: «Главным приоритетом школьного образования является благополучная среда обучения. Мы множество раз сталкивались с примерами влияния негативной среды в школе на здоровье ребенка. Общая атмосфера влияет не только на продуктивную работу в школе, но и на общее состояние детей. Для того чтобы воспитать ребенка, нужна целая страна. Поэтому возлагать воспитание в рамках здоровья и благополучия мы должны не только на школу, но и на родителей, на социум вокруг детей. Совместными усилиями мы должны сделать субъектом благополучия самого ребенка, научить его самостоятельно заботиться о себе и своем здоровье. И тогда мы сможем воспитать культуру ЗОЖ в будущем поколении».
Эксперт отметила также: чтобы ребенок был здоров, он должен включаться в мотивированный, благополучный, комфортный образовательный процесс. Чем ниже мотивация обучения, тем выше заболеваемость детей в школе. Она привела цитату Яна Амоса Каменского: «Учиться надо с любовью, потому что то, что вы делаете с любовью, редко оказывается ненужным».
Елена Дирюгина, руководитель направления «Методология и перспективные исследования» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» познакомила слушателей с результатами исследований, проведенных в рамках Программы по развитию личностного потенциала. Они призваны выявить ключевые факторы и характеристики образовательной среды и деятельности педагога, влияющие на успешность и психологическое благополучие детей как в настоящем, так и во взрослой жизни.
В качестве целевого ориентира и индикатора качества образования она отметила направление позитивного образования, созданное Мартином Селигманом. Среди его основных компонентов – позитивные эмоции, обучение, отношения, смысл, достижения. Ключевыми добродетелями выступают мудрость, смелость, гуманность, социальность, умеренность, духовность, а необходимыми навыками – критичность мышления, развитый эмоциональный интеллект, креативность.
В международной практике эффективно себя показали специальные курсы по позитивной психологии для детей, в которые вовлечены не только дети, но и педагоги и родители. Результатами выступают снижение тревожности, депрессивных симптомов школьников, повышается самоэффективность, удовлетворенность жизнью, благополучие и физическое здоровье.
Спикер также рассказала о Программе по развитию личностного потенциала. Целевым ориентиром в ней стали успешность, психологическое благополучие, счастье каждого ребенка, его способность самому себе обеспечивать успешность и благополучие. Для этого необходимо развивать способности выбирать, достигать цели, справляться с трудностями.
В настоящее время специалисты собирают данные и отслеживают, что является фактором, влияющим на психологическое благополучие детей. Участниками исследования стала сеть школ и детских садов в 30 регионах страны. Результаты показывают, что на психологическое благополучие, мотивацию, учебную успешность подростков влияет качество преподавания. Это психологическая поддержка учителя (насколько он создает благоприятную атмосферу в классе, подкрепляет действия учеников, дает обратную связь), а также инструментальная поддержка, то есть готовность помочь школьнику во время освоения материала.
Помимо качества преподавания также важна сама среда. Тип школьной среды в образовательной организации влияет на то, насколько удовлетворены потребности детей в том, чтобы чувствовать себя свободными, чувствовать, что им предоставляется выбор, поддерживаются их компетентность, их связи с другими детьми, с учителями.
Исследования выявили также, что навыки детей к достижению цели, к работе с другими, к управлению эмоциями коррелируют с теми характеристиками, которые отмечаются у педагогов. Например, стиль педагогического общения: насколько педагог структурирует, насколько он предоставляет свободу подстраиваться под ребенка, преобладание у педагога установок на то, что все изменяемо. Мотивация педагога в основной школе также коррелирует с мотивацией учащихся.
Развитие образовательных программ по вопросам здоровья и благополучия
Тигран Епоян, региональный советник ЮНЕСКО по образованию и здоровью, рассказал о развитии образовательных программ по вопросам здоровья и благополучия в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Он поделился с коллегами опытом создания анимационных роликов по тематике ЗОЖ совместно с YouTube-каналом «Научпок».
Спикер напомнил, что образование по вопросам здоровья и благополучия возникло довольно давно. Первые попытки предпринимались столетие тому назад, из прошлого века пришли вопросы гигиены, санитарных гигиенических условий в школе и дома, СанПиНов, которые появились в Советском Союзе. Детям и взрослым предлагали соблюдать самые простые меры гигиены, заправлять кровать, делать зарядку по утрам, чтобы быть здоровым и счастливым. Затем наряду с физическим здоровьем стали говорить о профилактике вредных привычек. Это оставалось мейнстримом в комплексе мер, которые школы осуществляли для того, чтобы сохранить и поддержать здоровье учеников, удержать их от неправильных, рискованных асоциальных действий и поступков.
Потом появилась новая интонация. Здоровый образ жизни стал пониматься не только как сохранение своего здоровья, здоровья своих близких, но и как построение человеческих нормальных отношений. Стали создаваться программы, основанные на выверенных педагогических подходах, предоставляющие молодым людям, детям, подросткам научно-обоснованную информацию. Речь шла о стимулировании собственной рефлексии и о развитии жизненных навыков.
В Беларуси обучение по вопросам здоровья и благополучия, равно как и в России, никогда не было обязательным. Оно существовало в виде факультативов. Тигран Альбертович отметил также, что в Кыргызстане здоровый образ жизни вошел в моду в 2014 году. Тогда было разработано пособие или методическое руководство для учителя «Разработки классных часов по здоровому образу жизни». Оно содержит планы классных часов для учеников с 6 по 11 класс. В 2018 году Министерство образования сделало эти классные часы обязательными.
В помощь учителям с 2017 года в сотрудничестве с YouTube-каналом «Научпок» создается коллекция видеороликов на самые разные темы: «Почему люди ковыряются в носу?», «Можно ли найти свою вторую половину?», «Почему люди делают то, что они хотят?», «Как строились египетские пирамиды?». Канал имеет большую аудиторию. Например, ролик «Когда должен быть первый раз?» остается с 2017 года лидером, он набрал более 8 миллионов просмотров. Для учителей создано небольшое пособие, как и при обсуждении какой темы можно показывать эти 4-5-минутные ролики и с учениками их обсуждать.
После пандемии была создана коллекция из 24 видеоуроков, которые касаются личностного развития, формирования социальных навыков, профилактики вредных привычек, любви, дружбы, семьи, взросления, репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции, предотвращения насилия и травли. Учителей в педагогическом вузе практически нигде не готовят к обсуждению этих вопросов со школьниками. Поэтому подобный контент очень помогает в работе.
Спикер отметил: «Если мы все-таки хотим воспитать таких людей, которые критически мыслят, являются творческими, уверенными в себе, нам надо использовать все возможности, которые есть в школе, будь то в рамках основной учебной программы, классных часов, факультативов, кружков, как угодно мы это назовем, но все-таки доносить какую-то важную информацию для детей, доносить это в форме честного, откровенного диалога, не стесняться. Если стесняешься, не можешь, то включи видео. Если и этого не можешь делать, тогда лучше ничего не делать. Но ни в коем случае не читать мораль, не заниматься назидательством, потому что это самый верный путь к потере авторитета и к самому обратному эффекту».
Виталий Никонович, эксперт ЮНЕСКО, специалист по социальной работе и педагогическому дизайну, предложил вниманию слушателей доклад о тренингах личностного роста и здорового образа жизни, которые недавно проходили в Республике Беларусь. На платформе eduhub.pro, экспертом которой является Виталий Николаевич, регулярно проходят онлайн-курсы и вебинары для специалистов, которые работают с подростками и их родителями. Он рассказал, как на практике могут выглядеть занятия для подростков, в которые они вовлечены, в которых они хотят участвовать – о тренингах личностного роста и здорового образа жизни для подростков, которые проводились в Беларуси. В занятиях использовались видеоуроки, созданные при поддержке ЮНЕСКО. Всего было 10 тем. Темы, которые не успевали рассмотреть в аудитории, предлагались к рассмотрению дистанционно.
Подростки сами выбирали темы. Одна из них касалась возможности задуматься о себе, о своей жизни, о том, что в этой жизни важно и ценно, с помощью колеса жизненного баланса. Дети рисовали важные для них сферы жизни, степень удовлетворенности в этой сфере, а потом думали о том, что они могут сделать, какие конкретные действия предпринять, чтобы улучшить процент удовлетворенности. У подростков есть много запросов на тему настоящей дружбы и на тему любви. Речь, в частности, шла о подготовке и проведении свидания, в том числе первого свидания или конфликтной встречи – с ребятами отрабатывались вопросы, которые часто беспокоят подростков.
Алмагуль Мухамедханова, ассоциированный профессор, главный научный сотрудник Института непрерывного образования Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, Казахстан, поделилась с участниками круглого стола информацией о курсе «Глобальные компетенции». Он разработан для изучения этики и этикета, безопасности жизнедеятельности, патриотизма.
Она обратила внимание на то, что детей взрослые должны любить, говорить им: «ты самый лучший», «ты самый успешный», «ты самый-самый», обязаны их поддерживать. Этому необходимо научить каждого родителя и каждого педагога. К сожалению, сегодня в школах некоторые педагоги дают лишь предметную часть, думают только о том, как бы сдать ЕГЭ, оставляя без внимания ценности и качество здоровья. Однако эти вопросы можно интегрировать в цели обучения, вовлекать в них ребят.
Айгуль Ракижанова, старший научный сотрудник Методического центра г. Астана, Казахстан, продолжила рассказ о курсе «Глобальные компетенции». В контексте тематик, представленных курсом, она рассказала о видеороликах для проведения занятий по ЗОЖ, а также о руководстве для педагогов, помогающем внедрить такой формат обучения в учебные занятия, чтобы упростить обсуждение тем, волнующих подростков.
Она ознакомила слушателей с полезным ресурсом для развития жизненных навыков и грамотности обучающихся по вопросам здоровья и взаимоотношений – с серией видеоуроков в пособии для педагогов. В Концепции семейной гендерной политики в республике Казахстан предусмотрена информационно-разъяснительная работа среди подростков и молодежи по вопросам здорового образа жизни.
В пособии представлены занятия по вопросам, связанным со взрослением и переходным возрастом, отдельный видеоурок посвящен созданию семьи и допустимости ранних и принудительных браков, а также краже невест. Разработаны также видеоуроки по профилактике инфекционных заболеваний, профилактики ВИЧ и социальных аспектов развития ВИЧ. Несколько уроков посвящены вопросам предотвращения насилия и травле, в двух занятиях понятным языком рассказывается о гендере, планировании семьи. Данные видеоуроки адресованы обучающимся 6-11 классов, и могут быть использованы на уроках биологии, информатики, основ права, также и на курсе глобальной компетенции.
Продолжительность видеоуроков составляет в среднем от 11 до 15 минут, используются интерактивные методы обучения, управления ситуацией, наглядные жизненные примеры, которые обеспечивают формирование системы ценностей, мотивов, установок обучающихся на здоровый образ жизни.
В некоторых уроках, дополнительно к рассказу ведущего, включены короткие образовательные видео Научпопа. Они очень красочные и емкие – до 6,5 минут по продолжительности, удерживают внимание школьников и передают ключевые послания. Так что в целом уроки даны в простом и современном стиле, с использованием понятного подросткам и молодежи языка.
Марина Мелкумова, эксперт по ЗОЖ, представлявшая Институт здоровья детей и подростков, Армения, рассказала о том, как в Армении проводятся уроки по ЗОЖ, а также о влиянии принятого стандарта на учеников средней и старшей школы. По ее словам, в Армении в учебную программу введен обязательный курс здорового образа жизни, часы входили в уроки физкультуры, и вели эти занятия, в основном, учителя физкультуры.
Детям предлагали интерактивные упражнения: как сказать «нет», если тебе предложили сигарету или бутылку пива, как обосновать отказ. Также были темы, посвященные особенностям физического развития, управлению стрессом, профилактике ВИЧ, СПИД, правам человека.
Основываясь на опыте этих занятий, в Армении при помощи ЮНЕСКО было пересмотрено методическое пособие, разработан первый информационно-просветительский сайт для подростков по вопросам здоровья, развития взаимоотношений.
С 2021 года стали проводиться тренинги для учителей. Директоров школ просили присылать на них тех педагогов, которые могли бы вести такие тематические занятия для детей. Например, был интерактивный урок по курению, на котором давалось упражнение: посчитать, сколько можно сэкономить денег в семье, если не курить. Когда по просьбе учителей такое упражнение дома проводили ученики, в некоторых семьях отцы отказались от сигарет.
Участники круглого стола были едины в том, что вклад в здоровье и благополучие приносит отдачу не только «здесь и сейчас», но и в отдаленной перспективе. Забота о себе, своем здоровье и благополучии выступает одной из основных идей, которую необходимо транслировать современным школьникам. Для реализации программ, направленных на обучение детей здоровому образу жизни, нужны коллаборации разных субъектов системы образования: педагогов, обучающихся и их семей. Целостный подход, учитывающий и физическое здоровье, и психологическое благополучие детей, может стать наиболее эффективным способом использования имеющихся ресурсов и помочь добиваться поставленных целей.
Комментарии