В старинной части Тамбова на улице Бебеля нельзя пройти мимо красивого двухэтажного здания и не полюбоваться им. В этом маленьком дворце расположился Тамбовский колледж искусств, в конце прошлого года отметивший свое 85-летие.
Плечом к плечу с учителем
Когда шел процесс «демократических» преобразований, тамбовская «музыкалка» меняла названия, вывески, но, пройдя через годы неразберихи, все же вышла на самостоятельный путь. В 1988 году с приходом нового директора Юрия Толмачева, которому недавно присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ», училище, можно сказать, возродилось из пепла. Мало того, что Юрий Александрович поднял из руин старинное здание, где до революции учились музыке, грамоте и ремеслам потерявшие зрение крестьянские дети, он создал новый тип учебного заведения. В Тамбовском колледже искусств одними из первых в России стали осуществлять программу многоуровневой подготовки студентов.
В колледже около 1000 учеников и студентов, здесь работают три отделения: инструментальное исполнительство (фортепиано, скрипка, духовые, ударные и народные инструменты), хоровое дирижирование и хореография. Вступительные экзамены – профильные дисциплины, русский язык и литература.
– Мы начинаем с подготовительного отделения, куда приходят дети пяти-шести лет, – рассказывает заместитель директора по учебной работе, заслуженный работник культуры РФ Тамара Горохова. – Потом они поступают в первый класс детской школы искусств. Семь лет учатся по программе, одновременно заканчивая общеобразовательную девятилетку, и поступают к нам на вторую ступень – училище искусств. Учась на втором уровне, дети получают среднее профессиональное образование. Мы заключили договор с областным управлением образования, со школой № 2, которую посещают наши студенты. В результате они получают два документа – аттестат зрелости и диплом о среднем профобразовании. Многие выпускники колледжа не ограничиваются достигнутым уровнем – поступают в Тамбовский государственный университет имени Державина, Воронежскую академию искусств, Московскую консерваторию.
В колледже работают творческие коллективы – ансамбль скрипачей под руководством Тамары Гороховой, вокальный ансамбль студентов, хореографический ансамбль «Дивертисмент». Юрий Толмачев более 25 лет руководит ансамблем русских народных инструментов, который является лауреатом многих всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
ТКИ является и научно-методическим центром. Здесь уже 11 лет подряд проходит конкурс исполнительского мастерства, в нем участвуют не только юные музыканты Тамбова, но и ребята из области.
В прошлом году ансамбли колледжа дали более 160 концертов, выезжали в Звездный городок. Педагоги колледжа обмениваются опытом с коллегами из Германии, Англии, Франции. Студенты Тамбовского колледжа искусств ежегодно становятся обладателями грамот международного гранта имени Гаэтано Доницетти.
А если медведь на ухо наступил?
В уютном кабинете заместителя директора беседуем не только о специфике колледжа, но и о детях, о том, как лучше развивать их творческие способности.
– Наше подготовительное отделение – массовое, – рассказывает Тамара Григорьевна. – Здесь есть возможность как можно большему числу ребят привить любовь к искусству. Детей, не обладающих каким-нибудь талантом, просто не бывает. Это говорит мне мой жизненный опыт. Просто родители иногда упускают ребенка, не уделяют ему должного внимания. У нас очень много талантливых ребят, они горят желанием заниматься творчеством. Мы стараемся выявить, что ребенку больше нравится, к чему у него есть склонность. В первом классе стараемся профилировать по той специальности, которая больше подходит ребенку. В младших классах следим за его развитием. Дальше идет узкая направленность. Дети, которые остаются на общеэстетическом уровне развития, учатся, как говорят многие родители, для себя, для расширения своего кругозора. Конечно, большинство детей осваивают программу, но высокого уровня мастерства не достигают. Ребята, проявляющие профессиональные наклонности, занимаются по углубленной программе, консультирует их воронежская профессура. Они занимаются целенаправленно, чтобы приобрести профессию. И когда стоит вопрос о поступлении в вузы, проблем, как правило, не возникает.
– А если, как говорится, медведь на ухо наступил?
– Слух все равно развивается, если, конечно же, нет тяжелых поражений слухового аппарата. Сложнее обстоит дело с ритмической подготовкой. Есть люди с абсолютным слухом, с уникальными музыкальными данными, но они ленятся или прекращают работать. А ребенок вроде бы с самыми заурядными способностями иногда достигает большего, чем человек, которого природа щедро одарила талантом. Самое главное – желание и труд. Но лучше всего, безусловно, приобщать к искусству в 7-10 лет.
Работа в ТКИ направлена не только на развитие музыкальных способностей детей. Преподаватели колледжа совместно с педагогами общеобразовательных школ готовят литературные вечера, считая, что музы должны дружить. В городской библиотеке проводятся музыкально-литературные циклы, посвященные великим русским писателям и поэтам. В прошлом году воспитанникам интерната читались лекции о русском композиторе Сергее Рахманинове, многие годы жизни и творчества которого связаны с тамбовской землей. Нынешний год посвящен 200-летию со дня рождения Михаила Глинки. Так что педагогов и студентов Тамбовского колледжа искусств ждет еще много ярких выступлений, творческих находок. Пусть муза не покидает вас!..
Комментарии