search
main
0

Нет стандартам! Изобразительное искусство, МХК

Вот только некоторые адреса участников конкурса – Бийск, Норильск, Абакан, Вязьма, Юрга, пос. Ханымей, г. Покача, г. Хадыженск. К сожалению, нет ни одной работы по изо и МХК московских учителей, которые, безусловно, могли бы поделиться своим опытом. Анализ конкурсных работ показал, что участники «Ста друзей» интересуются различными аспектам развития художественной культуры, готовы искать новые формы уроков и нестандартные решения, хотят реализовать собственный творческий потенциал.

Современные уроки по мировой художественной культуре и изобразительному искусству по своей сути интегративны – история, изобразительное искусство, музыка, литература, театр, объединяясь, требуют особых форм и методов, которые побуждают ученика не просто получать знания, но самостоятельно осваивать духовные ценности, познавать мир.

Авторов лучших работ, присланных на конкурс, объединяет стремление выйти за рамки традиционной формы урока. Педагоги побуждают ученика участвовать в создании урока, развивают личный интерес к предмету, помогают вырабатывать свое мнение.

Были представлены работы по следующим номинациям:

Сценарий урока.

Материалы к уроку

(методическое пособие).

Технологии и методики

преподавания.

Организация внеклассной

работы по предмету.

Вызывает интерес работа Елены Игнатовой из г. Новоуральска «Нетрадиционный урок в курсе мировой художественной культуры. Урок-концерт «Любовь возвышает великие души» (9-10-й кл.)». Это прекрасный пример сотворчества ученика и педагога. Опираясь на концепцию модернизации российского образования, автор создала серию уроков в нетрадиционной форме. Направления, которые предлагаются ученикам для самостоятельных исследований, – поэтические переводы, участие в вокально-концертмейстерской группе, работа в качестве сценаристов, режиссеров.

В номинации «Организация внеклассной работы» представлена разработка программы и серии занятий для учеников 4-5-х классов Марины Фроловой из школы №6 г. Хадыженска Краснодарского края. К изучению тем – от культуры первобытного общества до старинных игр – привлекаются предметы эстетического цикла. Необычные задания развивают у детей творческие способности, ассоциативное мышление, собственный взгляд на мир. Обогащает занятия привлечение учеников разных классов и параллелей.

Педагог центра внешкольной работы «Истоки» г. Электрогорска Московской области Татьяна Клименко (номинация «Организация внеклассной работы по предмету») предлагает необычную форму игровых занятий «Мы рисуем всей семьей» и «Портрет моего города», на которых решается проблема приобщения родителей к совместным творческим занятиям со своими детьми, создается семейная атмосфера сотворчества. Автор предлагает оригинальные методические приемы при подготовке и проведении занятий, объединенных одной темой.

Необычен подход к созданию игрушки-сувенира учителя средней школы №3 пос. Ханымей Ямало-Ненецкого автономного округа Дины Складанной. Ее разработка «Чум-дом и семья в нем» (номинация «Материалы к уроку») выходит за рамки технологии изготовления сувенира. Автор внес в задание изучение культуры, быта, традиций, промыслов коренных народов Севера.

Добротная разработка серии уроков по изо для 5-х классов представлена учителем школы №8

г. Бийска Алтайского края Натальей Пушковой. Педагог тщательно следует традициям росписи, методически грамотно разработаны все этапы работы, создана система изучения народных промыслов.

Помогает воспитывать любовь и уважение к родной земле, понимать и чтить православную культуру урок-путешествие «К истокам твоим припадаю…», разработанный учителем средней школы Вяземского района Смоленской области Валентиной Кузнецовой (номинация «Сценарий урока»).

К сожалению, не все работы отвечают современным требованиям к уроку. Часто встречающийся недостаток – стандартная схема общения учителя и ученика, когда школьнику отводится слишком пассивная роль при создании и ведении урока: или ребенок выступает в качестве исполнителя, механически копирующего действие учителя, или диалог с учеником на уроке превращается в монолог учителя, а ребенку дается задание на дом «выразить свое отношение к уроку». Особенно настораживают теоретические выводы, в которых предлагаются «авторские» методики и рекомендации без ссылки на первоисточники. Иногда авторы присылают слишком большое количество методических материалов, не связанных друг с другом, что усложняет поиски системы в подборе материала. Было бы логичнее сконцентрироваться на самых ярких своих находках, когда вы предоставляете материалы на конкурс. И наконец самое грустное – наличие орфографических ошибок в некоторых работах.

Все эти недостатки не перечеркивают уважительного и серьезного отношения ко всем авторам, приславшим на конкурс свои работы. Можно спорить о подходах к разработке уроков, о принципах ведения самого урока, но, безусловно, все авторы стремились в меру своих возможностей к одной цели – пробуждению интереса к искусству, развитию эмоционального восприятия и художественного вкуса, развитию и реализации творческих способностей учеников.

Конкурс, организованный «УГ», имеет большое значение для учителя-практика, позволяет общаться на профессиональном уровне, учиться друг у друга, обогащать друг друга новыми интересными идеями, строже относиться к себе, искать новые пути в своей работе. С каждым годом границы общения расширяются, что является большим достижением организаторов конкурса и еще раз убеждает в пользе этой кропотливой работы.

Всем авторам, приславшим свои работы, – большое спасибо. Пожелаем им творческих успехов и новых открытий для себя и всех читателей «УГ».

Наталия БОГДАНОВА, заслуженный учитель РФ, учитель изо, МХК средней школы №875, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте