Проблема формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, – одна из актуальных проблем воспитания. Это связано с объективными и субъективными процессами, происходящими в настоящее время в нашей стране: экономической дезинтеграцией, утратой духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования у ребенка качеств патриота.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Образно говоря, патриотизм – это восхождение, а патриот – это тот, кто достиг вершины осознанной любви к своему Отечеству. Но для восхождения нужны силы. Духовные силы, основу которых составляют вера и нравственные ориентиры.
Неоценимую помощь в работе по данной программе нам оказывает школьный музейный комплекс, который состоит из шести музеев и представляет собой четкую систему воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать ее процветанию. Два музея школьного комплекса уникальны – это музей журналистики имени Артема Боровика, рассказывающий о становлении журналистики в нашей стране и обладающий уникальными подлинными экспонатами и личными вещами российского журналиста, президента издательского холдинга «Совершенно секретно» Артема Боровика, погибшего 9 марта 2000 года в авиакатастрофе, и военно-исторический музей «За Родину!».
Деятельность комплекса является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, осуществляя музейными средствами задачи воспитания, обучения и развития учащихся, формирования их патриотического сознания и готовности выполнять свой гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины.
Память не оставляет человека равнодушным, и в этом ее величайшее нравственное значение. Нет ни срока давности, ни забвения фашистского варварства, о котором говорилось на Нюрнбергском процессе – суде над нацистскими преступниками.
9 Мая наша страна отметит 79‑ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В канун самого главного праздника всего нашего народа – Дня Победы – 11 апреля – отмечается еще одна памятная дата – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный Организацией Объединенных Наций.
11 апреля 1945 года в концлагере Бухенвальд вспыхнуло восстание, поднятое узниками. Изможденные, лишенные, казалось, последних сил, обескровленные нечеловеческими условиями плена, они смогли разоружить охрану лагеря – солдат и офицеров СС, согнали их в один барак, выставили собственную охрану и ждали прихода Красной армии, чтобы сдать ей фашистских преступников, внеся свой вклад в нашу общую Победу. Бухенвальд – единственный концлагерь, узники которого освободились самостоятельно. Именно поэтому 11 апреля отмечается памятная дата – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Не так ярок этот день в череде праздничных дат. Он покрыт пеплом лагерных крематориев, в нем стоны замученных пленных. К большому сожалению, немногие знают об этом дне. Может, потому что долгие годы о судьбах бывших узников фашистских концлагерей умалчивалось, или потому что их воспоминания о плене настолько ужасны, что ни один здравомыслящий человек не в силах уместить эти страшные факты в своем сознании и просто пытается от этого отстраниться…
С 1993 года в нашей школе работает военно-исторический музей «За Родину!», рассказывающий о зверствах фашистов в концлагерях и о восстании в Бухенвальде. Наш музей – это сохранение памяти о тех, кто пал, защищая родную землю, кто ковал нашу Победу в тылу, кто не был сломлен в фашистских застенках, кто в годы тяжелых испытаний остался верен своей Родине. Это неразрывная связь, которая соединяет поколения, которая формирует в молодых историческую память, позволяет почувствовать себя настоящими гражданами своей великой страны. Каждый год к этой дате в нашей школе собираются ветераны, на себе испытавшие весь ужас плена. Они приходят к нам как в родной дом, где их всегда ждут. Кажется, так давно это было… Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей – это настоящие уроки мужества для молодого поколения.
Традиционная встреча всегда начинается с минуты молчания в память о тех, кто не вернулся из фашистских застенков, и тех, кто смог уцелеть в этой машине смерти, но не дожил до этого светлого дня. В программе встречи знакомство с новыми экспозициями музея, концерт «Вам, ветераны!», подготовленный учащимися школы и дошкольных отделений. Пожалуй, самый эмоциональный, трепетный и поистине святой момент не только для ветеранов, но и для всех участников празднования этого дня – возложение цветов к памятнику «Узникам фашизма», установленному во дворе школы в 2010 году. Возведение самого памятника стало тем настоящим коллективным делом, которое объединило детей и взрослых, учеников, их родителей и учителей. И теперь это зримое воплощение светлой памяти о жертвах войны, преклонения перед несломленным духом тех, кто отстоял свое право на жизнь и свободу в нечеловеческих условиях фашистских застенков, кто выстоял в этой жесточайшей схватке с озверевшим от ненависти врагом и смог принести своей стране и всему миру Победу гуманизма над преступной идеей нацизма – идеей уничтожения простых людей и целых наций. Ценой беспримерного мужества в противоборстве с жестокой судьбой, ценой преодоления тяжелейших испытаний и неутихающей боли от невосполнимых потерь они смогли сохранить веру своих современников и потомков в человека, в то, что мир стоит и будет стоять на законах гуманизма, а главная ценность в этом мире – человеческая жизнь.
Работа с ветеранами – это не единичные встречи по праздничным датам, это система тесного сотрудничества и взаимодействия, в котором нуждаются обе стороны. Уже много лет ветераны приходят в школу не как гости, а как друзья, соратники, коллеги, проводящие уроки мужества, нравственности, доблести, гражданственности и добра.
Воспитать патриота, знающего историю своей страны, гордящегося ее славным прошлым, осознающего себя в ответе за ее будущее, – вот главное, что, на наш взгляд, должно определять нравственный облик выпускника школы. Именно на это нацелена вся система воспитательной работы Школы имени Артема Боровика. С 2017 года школа входит в проект Департамента образования и науки города Москвы «Кадетский класс в московской школе». Благодаря этому мы имеем большие возможности в выборе форм и методов патриотического воспитания.
Современные дети – это поколение, которое знает о Великой Отечественной войне только из книг и не всегда правдивых кинофильмов. И в наше непростое время, когда вновь на земле поднимает голову змей «коричневой чумы», уничтоженный и сброшенный к подножию Мавзолея в 1945 году, нам важно воспитать в подрастающем поколении гордость за свой народ, не допустить фальсификации фактов истории страшной войны и Великой Победы!
Ирина КИРСАНОВА, старший методист Школы имени Артема Боровика
Комментарии