search
main
0

Нет секретов в виртуальной сети

Лицей информационных технологий №1537 в своей презентации четко отработал изначально поставленную в условиях конкурса задачу: представить то, что поистине составляет инновационную часть его работы. Естественно, это был рассказ об уникальной программе «Система удаленной обработки информации «Лицей: учебный процесс», не имеющей аналогов в учреждениях общего и среднего образования Москвы и получившей в 2007 году главный приз на первом профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» в номинации «Жемчужина российского образования». Программа была разработана под руководством заместителя директора лицея по экспериментальной работе М.Минченко, но на конкурсе ее представляла команда этого учебного заведения во главе с директором Татьяной Труновой.

В том году лицей №1537 стал победителем конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование», за два года реализации нацпроекта девять учителей лицея стали лауреатами Премии Президента РФ.

Информация к сведению

В педагогическом коллективе лицея №1537 работают 40 учителей. Более половины имеют высшую квалификационную категорию, пятеро – ученые звания и ученые степени, 7 – лауреаты конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования. Многие учителя награждены за профессиональное мастерство и высокую результативность дипломами и грамотами Министерства образования и науки РФ, Департамента образования, Московского института открытого образования, Северо-Восточного окружного управления образования, а также вузов Москвы – МГТУ имени Н.Э.Баумана, МИФИ, МФТИ и других. Учителя лицея участвуют в международных, всероссийских, городских научно-практических конференциях, публикуют работы в научно-педагогических изданиях, получают свидетельства об авторских разработках.

Сегодня, реализуя программу развития, лицей достиг высокого уровня образовательной и допрофессиональной подготовки учащихся 7-11-х классов. На углубленном уровне изучаются математика, информатика и физика. Лицей, по сути дела, выработал новый подход к организации образовательной среды.

А начиналось все с обычного УПК №3 Северо-Восточного округа, где в 1995 году были открыты два общеобразовательных класса, после чего в 1996 году УПК уже был реорганизован в лицей информационных технологий с профильным обучением по трем предметам. Северо-Восточное управление образования поверило в силы и способности педагогического коллектива, пошло на известный риск, но теперь уже можно говорить, что был сделан правильный шаг. Тогда еще трудно было предсказать, что информационные технологии будут развиваться столь бурно, что они существенным образом изменят образовательный процесс, но авторы модели такого учебного заведения смогли прогнозировать необходимость такого лицея.

Сегодня, спустя одиннадцать лет, миссию своего учебного заведения его педагоги видят в формировании гармоничной, высоконравственной личности, обладающей всеми компетенциями, необходимыми для самореализации в условиях современного информационного общества посредством создания качественной образовательной среды, в основе построения которой – инновационность и творческий подход к работе творческого коллектива, реализация профильного обучения технического направления с углубленным изучением информатики и ИКТ, развитие у учащихся навыков исследовательской работы и способности к научно-техническому творчеству. Работа по созданию комфортных условий для всех участников образовательного процесса на основе целенаправленной деятельности по использованию информационных и коммуникационных технологий дает возможность для широкого обеспечения информацией об образовательном процессе всех участников и предоставления им возможности воздействия на него. Мы стараемся реализовывать принцип партнерства с родительской общественностью.

Основным компонентом инновационной образовательной деятельности лицея стала система удаленной обработки информации (СУОИ) «Лицей: учебный процесс». Эта система – уникальная авторская разработка лицея, позволяющая активно работать всем ученикам, учителям, психологам, библиотекарю, администраторам лицея. Через СУОИ учителя рассылают задания и материалы к урокам, осуществляют проверку и корректировку работы. В режиме «Личные сообщения» учителя, классные руководители, психологи активно взаимодействуют с родителями, это позволяет очень быстро передавать важную информацию. В лицее вот уже три года работает экспериментальная площадка «Единое школьное информационное пространство», которая в 2006 году, после победы лицея в столичном конкурсе «Строим Школу будущего», стала городской инновационной сетевой площадкой второго уровня по проекту «Школа информатизации» – составной части проекта «Школа будущего», а лицей – филиалом ресурсного центра СВАО и инициатором-координатором сетевого учебно-методического объединения.

Система удаленной обработки информации позволяет даже не очень активным пользователям компьютерной техники успешно работать, используя самые современные информационные технологии. Учителя теперь проставляют текущие оценки, отмечают посещаемость, пишут отчеты о своей работе как предметников. Поначалу все это было очень сложно, но постепенно появился навык, сократилось время работы в системе. Теперь учителя выставляют оценки каждый вечер, потому что знают: родители и ученики зайдут в систему, чтобы узнать, какие оценки поставлены, свяжутся с педагогом и постараются узнать, как можно повысить оценку, какие разделы по тому или иному предмету их ребенку нужно проработать тщательнее. Учителю не нужно вызывать родителей в школу, когда их дети получают двойки или не посещают уроки. Достаточно послать сообщение и попросить родителей напомнить своим детям о том, что ту или иную тему нужно обязательно выучить к следующему уроку. Раньше родители узнавали об успеваемости своих детей только на родительских собраниях или из дневника (что всегда весьма проблематично), это тоже было важно, но не оперативно. А с использованием информационных технологий все стало проще, быстрей и эффективней. Родители теперь могут получать информацию об успеваемости своих детей даже в командировке. Для этого достаточно просто иметь выход в интернет. Очень важный момент: каждый родитель и ученик имеют свои пароли для входа в систему, и никто не может получить информацию, предназначенную только для этой семьи и этого ученика. Кстати, ученик может вступить в весьма оживленный виртуальный диалог с учителями, особенно это важно, когда он заболел (тут нет никакой проблемы в получении домашнего задания) или хочет расширить свои знания в той или иной области знаний. Именно это позволяет ученикам не только успешно учиться, но и добиваться побед в различных конкурсах.

За десять лет лицей окончили 600 человек, семеро из них получили золотые медали, пятнадцать – серебряные. Практически все выпускники стали студентами таких престижных вузов, как МГУ имени М.В.Ломоносова, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МГИЭМ, МГТУ имени А.Н.Косыгина, ГУ-ВШЭ, ИКСИ Академии ФСБ, ГУУ, ИФИ, МАИ, МИРЭА и других. Лучшими выпускниками Москвы в рамках программы «Российские интеллектуальные ресурсы» с 2001 по 2007 год были признаны 80 лицеистов.

Лицеисты охотно выполняют творческие компьютерные проекты с элементами научно-исследовательской деятельности на основе ИКТ, это развивает их способности к научно-техническому творчеству. Интересно, что сегодня, когда научная и проектная деятельность стала делом привычным, вошла в практику лицея, ребята нередко выполняют проекты на английском языке и участвуют в международных конкурсах. Причем весьма успешно. Например, выпускник 2007 года Андрей Сумин стал финалистом международной выставки творчества молодежи Intel ISEF, которая прошла в американском городе Альбукерке.

Очень интересно то, что лицеисты на многих конкурсах заявляют о себе как об очень серьезных разработчиках и исследователях. Лицей сотрудничает с ракетно-космическим комплексом «Энергия» имени С.П.Королева, который ведет работу по проведению комплексного эксперимента в области образования на борту Международной космической станции. По проектам, разработанным в лицее, специалисты уже изготовили действующие макеты установок для проведения демонстрационных экспериментов по физике на борту МКС: «Фаза с осветителем», «Отолит», «Летающая тарелка». На Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи в 2006 и 2007 годах лицеисты представили свои разработки в области автоматизации информационных процессов компьютерного моделирования и экономики, которые были отмечены дипломами «за творческий подход при создании научного проекта». Интересно то, что ребята выполняют проектные разработки и исследования в самых разных областях. Если в 2006 году медаль «За успехи в научно-техническом творчестве» завоевала работа по экономике «Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия», то в 2007 году команда лицея уже заняла третье место в V Международной сетевой олимпиаде студентов и школьников «Эрудиты планеты». Лицеисты также активно участвуют в экологических исследованиях под руководством ученых МГУ имени М.В.Ломоносова. Сегодня, когда по результатам олимпиад и других соревнований лицеисты получают сертификаты и рекомендации для поступления в московские вузы, когда они имеют свидетельства о регистрации авторских прав в тех или иных областях, оказывается, что школьная работа становится залогом внеконкурсного успешного поступления в престижный вуз, что, согласитесь, немаловажно.

Такая вот разнообразная программа развития у этого замечательного лицея – победителя конкурса инновационных школ в рамках нацпроекта, который, к слову, всегда неизменно входит в список лучших школ Северо-Восточного округа.

Что же дает детям обучение в лицее? Они учатся строить планы личного успеха, определять цели и задачи, ориентироваться в профессиональной сфере, получать навыки научно-исследовательской работы, а в целом становиться творческими людьми, умеющими жить интересной, полноценной, творческой жизнью и работать на благо Москвы и России.

Учащиеся лицея успешно участвовали в интеллектуальных соревнованиях и научно-технических конференциях. За 2002-2006 годы на их счету более 1000 побед в таких престижных соревнованиях, как турнир имени М.В.Ломоносова, физико-математические олимпиады МГТУ имени Н.Э.Баумана, МФТИ, МИФИ, Станкина, математические олимпиады, турниры, регаты. Международный математический турнир городов, Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку», Всероссийская конференция-конкурс «Юниор», Всероссийская конференция «Электронная Россия: выбор молодых», Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги», научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее – Москва», московская конференция «Поиск-НИТ», Международная отраслевая олимпиада Росатома, дистанционные олимпиады по программированию ДООИ, московская научно-практическая конференция старшеклассников по экономике и предпринимательству, Всероссийский конкурс «Конструируй! Исследуй! Оптимизируй!», заключительный этап Московского городского конкурса научно-исследовательских и творческих работ школьников, московская открытая научно-образовательная программа «Эксперимент в космосе» и многие другие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте