Реорганизация школы №481 и специальной школы №4 началась 2 июля 2014 года. В ходе реорганизации в неподготовленный коллектив общеобразовательной школы влились совсем непростые дети, и нам пришлось учиться решать новые, более сложные педагогические, психологические и, конечно, человеческие задачи. У нас уже есть положительный опыт, но и ошибки.
С самого начала реорганизации перед администрацией школы встал вопрос об интеграции в существующую структуру комплекса 36 детей (6-9-е классы) с девиантным поведением и 36 сотрудников специальной школы. Большинство работников спецшколы отказались от предложенной нагрузки в условиях общеобразовательной школы, так как наполняемость классов другая, нет повышающих коэффициентов зарплаты, худшая транспортная доступность. На сегодняшний день только трое сотрудников 4-й школы работают в школе №481.Для того чтобы смягчить вхождение детей в новую для них обстановку, была создана рабочая группа, в которую вошли директор школы, его заместитель по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, проведен глобальный мониторинг детей, включающий в себя анализ диагнозов, семейного положения, возможности без транспортных проблем посещать новое здание школы.Мы выявили, что: 17 процентов воспитанников не могли обучаться в общеобразовательной школе по установленному им диагнозу; 27 процентов обучающихся поступили в колледж; 35 процентов воспитанников продолжили обучение в школе №481; 21 процент обучающихся продолжил обучение в школах, расположенных в шаговой доступности от дома.В результате у нас сейчас 12 детей (35 процентов) с синдромом девиантного поведения. Кажется, что цифра незначительная, но эти 12 детей – особых детей – изменили весь наш образовательный процесс. Постепенно пришло понимание того, что вновь прибывшие дети раскрыли потенциал и педагогов, и учащихся, находящихся в школе не первый год: толерантность, терпение, такт как взрослых, так и сверстников создали более благоприятные условия для детей с девиантным поведением. Выстроенная традиционная работа в школе позволила более плавно ввести детей с девиантным поведением в массовую школу, но оставались и проблемы, которые подтвердились в результате тестирований учащихся, родителей, педагогов. Необходима была корректировка работы с новым контингентом. Социальный педагог и классные руководители, на чьи плечи в основном и легла работа с вновь поступившими детьми, решили, что у нас появилась возможность на другом, более профессиональном уровне работать и со своими детьми из группы риска: детьми из неблагополучных семей, детьми с неадекватными их возрасту аффективными реакциями, детьми с низкой социальной адаптацией. Такие дети есть в каждом классе, с каждым годом их все больше – плохо успевающих, неуспевающих, с пониженной мотивацией, гиперактивных. Вот и родилась идея в рамках выполнения госработы по психолого-педагогическому консультированию использовать возможность создания психолого-педагогической службы для высокопрофессиональной помощи не только обучающимся, но и педагогам, а также родителям, которая не только могла бы охватить весь контингент нашего комплекса, но и оказать помощь учителю, помогающему ребенку. Эта идея особенно актуальна в нынешнее время во время объединения школ и создания многопрофильных образовательных комплексов, ведь для работы на 400-500 человек такая служба будет неэффективной ввиду ее узкой направленности и высокой стоимости на одного ребенка. Однако ситуация резко меняется, когда в комплексе 1500-2000 человек. Общими ресурсами получается создать единую структуру, которая включает в себя разнопрофильных специалистов и позволяет работать с полным перечнем детей от детского сада до выпускных классов, начиная от мелких расстройств девиантного характера и заканчивая довольно запущенными случаями. Появляется возможность создания индивидуальной образовательной траектории для каждого сложного ребенка.Психолого-педагогическая служба также позволяет оказать организационно-методическую поддержку всем педагогам, проводить консультирование родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мы видим небольшие, но все-таки положительные улучшения у тех детей, которые пришли к нам из коррекционной школы.Наша школа (а это рабочие микрорайоны Хозхловка, Карачарово, Фрезер, Смирновка) на протяжении всей своей 79-летней истории работала с трудным контингентом, очень часто даже уделяя меньше внимания мотивированным детям. Педагоги понимают, что создать атмосферу комфорта, успеха для трудных детей, уберечь их от противоправных действий – важная задача школы. Наши музеи (истории школы и района Нижегородский, Маршалов Советского Союза И.Х.Баграмяна, Г.К.Жукова) привлекают детей к изучению истории страны, биографий известных людей и рядовых жителей района. Встречи с родственниками и близкими И.Х.Баграмяна, Г.К.Жукова, Р.Я.Малиновского помогают корректировать уже сложившееся представление о жизни, иллюстрируют примеры истинных чувств и благородных поступков. Школьный театр «Фантазия» дает возможность принимать участие в создании спектаклей в качестве костюмеров, гримеров, операторов, осветителей, исполнителей как второстепенных, так и главных ролей. Не один год существующая система самоуправления (у нас есть «Президентская республика») позволяет корректно, гуманно решать возникающие коммуникативные проблемы на уровнях «ученик – ученик», «ученик – педагог». Традиционные общешкольные праздники «Осенний бал», «Весенний бал», «Рыцарский турнир», «Рождественский карнавал», «Масленица» стали привлекательными для детей разного возраста и разного уровня способностей и возможностей. Поэтому, наверное, у нас оптимистичная статистика: состоящих на учете в ОВД воспитанников школы нет; состоящих на учете в КДН и ЗП – 5 человек; совершивших правонарушения и преступления нет.Можно долго спорить о том, почему школа должна быть едина для всех детей, возможно ли обучение детей с девиантным поведением в массовой школе, но ответ на эти вопросы для меня однозначно положительный, хотя обучение особых детей и требует больших трудозатрат всего коллектива. Дети с девиантным поведением чаще всего (99 процентов) из неблагополучных семей, «закрывая» этих детей в специальной школе, мы лишаем их возможности видеть норму поведения. К большому сожалению, в жизни этих детей взрослые люди уже однажды совершили большую ошибку. Мы надеемся, что сможем помочь всем нашим воспитанникам. Ведь нет плохих детей, есть дети, которым плохо.Яна САРБЕЕВА, директор комплекса №481
Комментарии