search
main
0

Нет, он не Байрон, он другой. Итоги Всероссийского конкурса «Парус одинокий», посвященного 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Когда в начале января «УГ» объявила конкурс «Парус одинокий», посвященный 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова, мы, конечно, надеялись, что среди наших читателей найдется немало творческих людей, которые решат почтить память гениального русского поэта. Но мы не предполагали, что их будет так много. В адрес редакции пришло около пятисот электронных презентаций, фильмов, эссе и иллюстраций к произведениям Лермонтова. Срок подачи заявок давно истек, а поток работ все не иссякал. Нам особенно приятно, что «Парус одинокий» уплыл далеко за пределы России: мы получили письма не только из Москвы и Санкт-Петербурга, из Приморского края и Забайкалья, с Урала, Волги и из Сибири, с Кубани и Кавказа, но даже из Германии и из Узбекистана. А это говорит о том, что как великая поэзия не знает границ, так и для нашей газеты их не существует.

Как приятно находить в почтовом ящике письма от старых друзей – участников наших предыдущих юбилейных конкурсов, посвященных Гончарову, Островскому, Маяковскому и Цветаевой! Как здорово обзаводиться новыми знакомыми – не только учителями и школьниками, но и студентами вузов, педагогических колледжей! Особый интерес к наследию выпускника Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров выказали будущие офицеры – курсанты военных училищ. Еще одна особенность «Паруса» – обилие коллективных работ, выполненных целыми классами, творческими объединениями и даже семьями.К участию в первой номинации мы традиционно пригласили создателей электронных презентаций, инструмента, без которого сегодня обходится редкий урок. В «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам» отправилось более полутора сотен участников. Практически все выбрали маршрут традиционный: Москва – Петербург – Тарханы – Кавказ, с непременным упоминанием Провала, грота Дианы и беседки «Эолова арфа». Оно и понятно: в отличие от своего кумира Байрона Лермонтов за выпавшие ему 27 лет не успел пройти всеми дорогами, о которых мечтал. Конечно, выигрышно смотрелись проекты, проиллюстрированные фотографиями из личного архива. Так, в Пятигорске мы побывали вместе с шестиклассницей Полиной Алексеевой из первой школы города Демидова Смоленской области, увидели величественный Машук и высокое небо Кавказа глазами ее семьи. Не прогадали и те, кто подробно описал в своей работе лишь одну точку на лермонтовской карте. Благодаря Нине Невзоровой, учителю школы №438 Санкт-Петербурга, мы постояли у 61-го дома на Садовой, где Лермонтов написал «Смерть поэта», дошли по Невскому до бывшей кондитерской Вольфа и Беранже, где эти гневные строки переписывались, после чего и попали в руки жандармов. Тамань историческая и Тамань литературная тщательно воссоздана в презентации учителя русского языка и литературы школы посольства РФ в Германии Павла Застебы. Увы, многие работы, имевшие все шансы на победу, выполненные блестяще с точки зрения содержания и внешнего оформления, сошли с дистанции по одной-единственной причине: в них не указаны ссылки на источники, что в наш век борьбы за авторское право, конечно же, недопустимо.Пальму первенства на этот раз мы решили отдать проектам, описывающим малоизвестные страницы жизни поэта. Третье место в номинации «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам» присуждается учителю русского языка и литературы 4-й гимназии Великого Новгорода Надежде Березе. Надежда Валерьевна проводит нас по Селищенским казармам, любимому детищу генерала Аракчеева, где с февраля по апрель 1838-го Лермонтов служил в Гродненском гусарском полку. Пока мы рассматриваем заросшие травой развалины краснокаменных казарм, Надежда Валерьевна напоминает, что ее родному городу посвящены поэма Лермонтова «Последний сын вольности» и стихотворение «Новгород». Второе место – у Анны Ходариной, словесника бобровской школы №2 Воронежской области. Вместе с Анной Сергеевной мы отправляемся в усадьбу Потаповых в Семидубравном (ныне деревня Новая Покровка Воронежской области), где Михаил Юрьевич, остановившись в 1840 году по дороге на Кавказ, пишет свою знаменитую «Казачью колыбельную». И наконец, первое место мы с радостью отдаем Ларисе Нагорной, преподавателю Московского военно-музыкального училища. Ее видеофильм «Виртуальное путешествие по лермонтовским местам в поэтике русского романса», как и произведения остальных победителей, в ближайшее время появится на сайте www.ug.ru.Настоящим подарком стало знакомство с работами, присланными на конкурс эссе «Из пламя и света рожденное слово». Участникам предлагалось поразмышлять на одну из тем: «…И в этом мы с Лермонтовым схожи» и «О чем бы я поговорил с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым». На нас обрушились потоки радужного света и горькой меланхолии, надежд и сомнений, воспоминаний о первой любви, дружбе и предательстве, исполненные как в прозе, так и в стихах. Комментировать их трудно, ваша искренность поражает. В какие-то моменты читать эти строки становилось даже неловко, создавалось ощущение, будто ты украдкой заглядываешь автору через плечо, видишь чью-то интимную переписку или тайные, не предназначенные для посторонних глаз дневники. Благодарим вас за доверие, за щедро выплеснутые на бумагу чувства, за возможность побродить с вами по парку в Тарханах, услышать ваш разговор с поэтом то в заснеженном, то в пыльном, задыхающемся от зноя Пятигорске. Из многих эссе становится понятно, что влияние поэта на вашу жизнь не просто общие слова. Кому-то он помог открыть в себе поэта. Надежда Николаева, учитель русского языка и литературы из Нижнекужебарской школы Красноярского края, рассказывает, что позволила себе дописать еще одну главу к поэме «Мцыри». Но пошла на это не из тщеславия, а лишь пытаясь утешить свою ученицу, рано оставшуюся без матери: «Я хотела помочь и этой девочке, страдающей от одиночества, и всем, кому нужна помощь: «…Незримо мертвые живут / Среди живых всегда. / Ведь полной смерти нет, сынок, / С тобою буду я! / Твоими пальцами держать / Сосуд с водой простой, / Твоими буду слышать я / Ушами звон земной, / Качать ребенка буду я, / Скакать в ночи глухой… / И буду жить незримо я / Всегда в тебе, с тобой…»Многие, как, например, девятиклассница Таня Пухкал из села Поповка Приморского края, восхищаются смелостью поэта: он не боялся писать то, что думает, зная прекрасно, чем грозит ему подобное свободомыслие. А вот директора Жеблахтинской школы Красноярского края Нину Ульчугачеву мужество поэта вдохновило на собственный маленький гражданский подвиг. Мечтая о спортивной площадке для своей школы, она написала письмо президенту. В местных высоких кабинетах ее за это не похвалили, напротив, затаскали по инстанциям, допрашивая, будто она совершила нечто позорное и предосудительное. Но игра стоила свеч: в Москве письмо получили, и у Жеблахтинской школы появилась своя новенькая спортплощадка.Выбрать три лучшие работы из сотни присланных оказалось задачей непосильной, поэтому мы решили учредить еще семь Специальных дипломов. Их мы с благодарностью вручаем курсанту Елабужского суворовского военного училища Дмитрию Шуляку, одиннадцатикласснице Алисе Даниловой из первой школы города Похвистнева Самарской области, девятикласснице Саиде Юсуповой из Зубутли-Миатлинской школы Республики Дагестан, директору Жеблахтинской школы Красноярского края Нине Ульчугачевой, учителю русского языка и литературы Нижнекужебарской школы Красноярского края Надежде Николаевой, Людмиле Мельниковой, учителю словесности академического лицея №4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан, ветерану педагогического труда Алевтине Леонидовне Селиверстовой и ее внучке-семикласснице Алине из вознесенской школы №2 Нижегородской области.А вот как распределились призовые места в номинации «Из пламя и света рожденное слово». Третье место у педагога дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища Александра Старых. «В сегодняшнем сгущающемся мраке цивилизованного невежества, цинизма и бездушия все чаще говорят о том, что литература утратила свою эстетическую и нравственную силу, став лишь средством развлечения. Это рассуждения нищих духом. Пустите ребенка к Лермонтову, Пушкину, Мандельштаму… Не рассуждайте о «лишних» людях, положительных и отрицательных героях. Просто проведите его в этот мир, растворите дверь в поэтический космос и помогите услышать «из пламя и света рожденное слово». Все остальное случится само собой», – пишет Александр Васильевич. Второе место у нашего давнего знакомого, девятиклассника Максима Менибаева из третьего лицея Екатеринбурга. Мы уже встречались с Максимом на конкурсе, посвященном 200-летию Ивана Гончарова, и рады, что он не бросил занятия словесностью. Знаете, о чем Максим разговаривал с Лермонтовым? О своем земляке, поэте Борисе Рыжем: «Только тусклые звезды мерцают, / Только яркие звезды горят: / Никогда никого не прощают, / Никому ничего не простят», – негромко сказал я. «Чьи это стихи?» – спросил незнакомец. «Это Борис Рыжий. Наш поэт»… Он молча слушал, а потом сказал: «Хорошо!». Спросил: «А сколько ему лет, поэту?» «Было 27, а сейчас 40». Он сразу понял: «Как он ушел, ведь дуэлей уже нет?» Я ответил: «У них всегда дуэль… С жизнью… Она и убивает». И наконец, диплом победителя вручается сестрам Наталье и Ольге Артемовым из Медведенского района Курской области. Выпускницы филфака Курского педагогического института, они больше 10 лет проработали в одной школе. Сейчас Ольга – методист и педагог дополнительного образования, а Наталья возглавляет отдел загса.Если литературная номинация оглушила нас сотней голосов, то художественная, «Волшебный талисман», ослепила яркими красками. Графика, акварель, масло, вышивки и изображения предметов декоративно-прикладного искусства – всего около 250 работ, посвященных Михаилу Юрьевичу Лермонтову и его героям. Хватило бы на полноценную музейную экспозицию. Как и в конкурсе эссе, здесь нам также не удалось выделить всего лишь три лучшие работы. Поэтому Специальными дипломами награждаются Евгения Самохвалова, заместитель директора Емельяновского дорожно-строительного техникума Красноярского края, Константин Герасимов, учащийся детской художественной школы №2 г. Северодвинска Архангельской области, Елена Зверева, учитель биологии школы №2 города Нефтекумска Ставропольского края, и Екатерина Самсоненкова из 109-й школы города Перми. Третье место в номинации «Волшебный талисман» у Вероники Фурцевой и Дарьи Дорохиной из воронежской гимназии «УВК №1». Девушки расписали сервиз «К 200-летию М.Ю.Лермонтова». Второе место решено присудить совместному проекту ребят из школы-интерната и школы №7 города Грязи Липецкой области и студентов художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Под руководством учителя изо Светланы Пастуховой они изготовили декоративное керамическое панно «Парус одинокий». И наконец, победителями номинации «Волшебный талисман» становится группа семиклассников екатеринбургской школы №184 «Новая школа», авторы слайд-фильма по поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец». Руководители проекта: учитель изо Наталия Широкова, учитель русского языка и литературы Ирина Миклашевская и учитель музыки Лилия Салемянова.NB! Все участники Всероссийского конкурса «Парус одинокий» получат электронные сертификаты, а победители – дипломы и подарки от наших партнеров – книжных издательств «Вече», «Центрполиграф» и «Самокат».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте