В жизни каждого человека есть понятия, которые определяют его судьбу. У каждого из нас есть Родина, родители, семья, дом, друзья. И у каждого из нас есть школа.
Школа – это место, где мы, а потом наши дети получаем знания и открываем для себя мир, где встречаем друзей, которые, как правило, становятся самыми близкими и самыми верными на всю жизнь. Школа дарит нам радость общения и открытий.
Что красит человека? Ум, доброта, открытость, внутренний свет и гармония… Что красит женщину? Обаяние, эстетический вкус, материнская забота о детях… Что красит педагога? Профессионализм, высокое чувство ответственности, компетентность, разумное сочетание строгости и мягкости…
Все эти черты присущи Татьяне Яковлевне Чучалиной – учительнице начальных классов школы №251, в которой она работает 29 лет, став победителем муниципального тура конкурса «Учитель года-2004» и окружного тура «Учитель года-1995». 2007 год для нее особенный – Татьяна Яковлевна Чучалина стала лауреатом Премии Президента России.
«Когда первоклашки приходят в школу, для них педагог – вторая мама. Первоклашки, как чистый лист, их сердца открыты, и вместе с учителем они готовы познавать мир», – с улыбкой рассказывает о своих юных воспитанниках Татьяна Яковлевна.
Как увлекательно заниматься исследованиями, когда рядом не просто учитель, а настоящий помощник, который знает столько всего интересного! Результатами ее профессиональной деятельности становятся победы учеников на муниципальных, окружных, городских конкурсах, призовые места на олимпиадах среди младших школьников, успехи подопечных педагога в конкурсах «Открытие» в 2005, 2006 и 2007 годах, «Поющий класс», «Конкурсы чтецов», почетные грамоты муниципального и регионального уровней за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения
Но, пожалуй, лучше всего заслуги педагога подтверждают благодарные отзывы родителей и коллег, частые визиты выпускников, которые сами становятся учителями, психологами, преподавателями вузов и даже директорами школ, горящие глаза маленьких школьников, готовых вместе с любимой учительницей двигаться вперед к новым открытиям и свершениям. Татьяна Яковлевна притягивает к себе людей искренностью, неподдельной увлеченностью профессией, добротой. Она даже журит своих учеников как-то по-доброму. Это умеет только по-настоящему преданный своему делу педагог.
Суть ее педагогического кредо в трех заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. Главная цель в педагогической работе Татьяны Яковлевны, которой она отдала более 28 лет, – воспитать в каждом своем ученике личность творческую, обладающую такими чертами характера, как старательность, отзывчивость, порядочность. А чтобы это удалось, педагог считает, что необходимо прежде всего знать способности и возможности ребенка, любить его и уважать в нем личность.
Опытный психолог, Татьяна Яковлевна находит в детях хорошее, доброе, старательно взращивает ростки положительных качеств и умело устраняет недостатки в развитии школьников. Чтобы добиться желаемого результата, учитель изучает семью каждого ученика, что помогает ей создать в маленьком школьном коллективе, который она ведет на первых ступенях обучения, необыкновенно теплую атмосферу доверия и творчества. Ее воспитанники раскованны, уверены в себе, искренни и прямолинейны. Она умеет поставить учебную и воспитательную работу так, что каждый ребенок ощущает себя частицей коллектива, становится причастным к его радостям и огорчениям.
По характеру человек настойчивый, целеустремленный, Чучалина передает эти качества своим ученикам. Она воспитывает у них желание учиться, поддерживает веру в свои силы, каждого ребенка ставит в ситуацию успеха, чтобы он почувствовал и увидел зримые результаты своего труда. Как правило, пришедшие к педагогу в первый класс несмышленыши к концу учебного года многое могут делать самостоятельно. Уже на втором году обучения значительно обогащается их речь, они овладевают приемами контроля и самоконтроля, умеют работать с любым пособием, справочной литературой, энциклопедиями. Еще одна отличительная черта педагога – умение развивать творческое мышление детей. Применяя различные методы обучения и воспитания, Татьяна Яковлевна умело формирует у школьников гибкость и самостоятельность мыслительных процессов, совершенствует умение находить новые способы решения задач, поэтому ее ученики умеют рассуждать, доказывать, объяснять выполнение заданий, при этом оперируя специальными терминами. Ее дети не просто положительно относятся к учебе, они ею увлечены. А перейдя в средние и затем в старшие классы, умеют и хотят учиться, активны и воспитанны.
Татьяна Яковлевна прекрасно декламирует стихи, часто выступает на сцене как ведущая праздников. Эти качества она передает детям – ее воспитанники прилежны, ответственны, культурны и артистичны. Незабываемыми становятся и совместные с детьми театрализованные представления, интеллектуальные игры, которые интересно проводит первая учительница для своих воспитанников.
Для нее нет плохих и хороших учеников, каждому из них она умело оказывает помощь и поддержку. Сегодня в добрых, внимательных и заботливых руках педагога дети ее выпускников. И это не случайно! Связь педагога и ее воспитанников со временем не утрачивается. Дети помнят свою первую учительницу, приходят к ней в гости, делятся своей радостью, ищут совета в трудных жизненных ситуациях. И знают, что Татьяна Яковлевна никогда не останется безучастной к их большой радости и маленьким победам, даст нужный совет, поддержит в трудную минуту.
Комментарии