22 февраля в подмосковном Королеве девятиклассник избил своего классного руководителя. Похожие случаи, увы, не редкость. Общероссийский профсоюз образования в ноябре 2011 года провел международную конференцию «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», посвященную вопросам защиты учителей от агрессии со стороны учащихся и их родителей. В Обращении участников конференции предлагался ряд мер, направленных на решение этой проблемы. Общероссийский профсоюз образования призывает всех участников образовательного процесса использовать в своей работе эти рекомендации, которые могут способствовать предотвращению агрессии и защитить честь и достоинство работников образования.
ОБРАЩЕНИЕучастников международной конференции«Насилие в образовательной среде.Причины, тенденции обострения, поиск решений»Мы, участники международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», обсудив проблему распространения агрессии и насилия в образовательной среде, полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон в решении первоочередных задач духовно-нравственного, семейного воспитания, реализации социальной семейной политики, соблюдения этики и чистоты информационной среды, повышения уровня правосознания и ответственности всех участников образовательного процесса.Для решения указанных задач необходимо формирование актуальной правовой базы для эффективной защиты участников образовательного процесса, проведение необходимых просветительских и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения агрессии в образовательной среде.Для достижения этих целей участники конференции предлагают:федеральным и региональным государственным органам законодательной и исполнительной власти повысить ответственность родителей за обучение и воспитание детей в федеральном законодательстве; предусмотреть меры, обеспечивающие гарантии безопасности всех участников образовательного процесса; предусмотреть в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработку и принятие кодекса профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего единые для всех представителей педагогической профессии этические правила профессионального поведения; предусмотреть в законодательстве Российской Федерации нормы, связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности лиц за публикации, содержащие клеветническую и порочащую работников образования информацию; предусмотреть меры, направленные на повышение социального статуса педагогических работников;Министерству образования и науки Российской Федерации провести общероссийский мониторинг правонарушений, связанных с насилием и агрессией участников образовательного процесса в образовательной среде для анализа ситуации и подготовки соответствующих предложений с последующим созданием базы данных в этой сфере; на основе общероссийского мониторинга разработать комплексную программу по предупреждению насилия и агрессии в образовательной среде; совместно с Минкультуры России возродить на телевидении образовательные программы и создать серию фильмов, формирующих положительный образ учителя; предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников, специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений разработать и принять нормативные правовые и локальные акты, направленные на предупреждение развития агрессивной среды в образовательных учреждениях и недопущение проявления негативного поведения участников образовательных отношений; создавать в образовательных учреждениях кабинеты психологической разгрузки для педагогических работников, «телефоны доверия» для участников образовательных отношений; предусмотреть меры оказания психологической поддержки для обучающихся и педагогических работников, в том числе обеспечивающих их кадровое сопровождение; совместно с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере здравоохранения, создавать службы психолого-педагогической поддержки педагогических работников; предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде; создать в образовательных учреждениях постоянно действующие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; проводить совместно с органами ученического самоуправления Уроки добра, способствовать тесному сотрудничеству учителей, обучающихся и их родителей;Центральному совету, региональным (межрегиональным), местным, первичным организациям Общероссийского профсоюза образования организовать проведение мероприятий, направленных на выявление и предупреждение случаев проявления агрессии и насилия в образовательной среде; в рамках социального партнерства предусмотреть в заключаемых соглашениях и коллективных договорах комплекс мер, направленных на предупреждение развития агрессивной среды в образовательном учреждении и недопущение проявления негативного поведения со стороны участников образовательного процесса; совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, учреждениями педагогического и дополнительного профессионального образования организовать обучение педагогических работников по вопросам конфликтологии, психологии взаимоотношений; не допускать замалчивания случаев проявления агрессии по отношению к педагогическим работникам, представлять их интересы на всех уровнях, добиваясь обсуждения возникающих проблем на заседаниях педагогического совета с привлечением родительского комитета, органов ученического самоуправления, общественности; предпринимать меры по формированию положительного имиджа педагога в обществе; активнее использовать СМИ (в том числе Интернет) в формировании позитивного образа учителя и повышении престижа учительской профессии.Мы, участники конференции, обращаемся к педагогической общественности с призывом поддержать наше Обращение и надеемся на взаимопонимание и поддержку со стороны органов власти, правозащитных организаций, СМИ, ученической и родительской общественности.
Комментарии